Государственные службы, деятельность которых связана с вопросами
регистрации автомобилей, являются своего рода форпостами в борьбе с автомобильной
мафией, и весьма часто именно им удается выявить криминальные авто в огромном
потоке поступающих в нашу страну машин.
О том, с чем приходится сталкиваться работникам подобных служб, а также о нововведениях,
касающихся ставок сборов с владельцев транспортных средств за услуги Госавтоинспекции,
и пойдет наш разговор с начальником МРЭО-1 УГАИ УВД Мингорисполкома старшим
лейтенантом Николаем КОРОТКЕВИЧЕМ.
КОРР.: - Николай Михайлович, в конце января текущего года существенно
выросли ставки сборов с владельцев транспортных средств за услуги, оказываемые
Госавтоинспекцией по регистрации автотранспорта. Помимо малоприятного для автолюбителей
увеличения расценок, есть ли еще какие-либо изменения в вопросах, касающихся
постановки и снятия с учета транспортных средств?
Н.К.: - То, что подорожание услуг мало у кого из автолюбителей
вызывает восторг, вполне понятно. Но стоит также помнить о тех людях, которые
выполняют огромный объем работ, связанных с регистрацией транспортных средств.
На фоне растущей минимальной заработной платы оставлять стоимость их работы
на прежнем уровне было бы не совсем справедливо. В связи с этим я бы не относил
удорожание упомянутых услуг к числу из ряда вон выходящих событий. Просто произошло
то, что должно было произойти. Причем изменения, коснувшиеся постановки и снятия
с учета транспортных средств, на этом не ограничились.
Ставки сборов действительно возросли, но при этом весьма существенно
расширился круг лиц, пользующихся льготами при регистрации транспорта. Если
раньше льготы полагались лишь инвалидам, получавшим транспортные средства по
линии соцстраха (их автомобили ставили на учет бесплатно), и ветеранам и инвалидам
ВОВ (они оплачивали лишь 50% стоимости услуг), то с 26 января 50%-ная оплата
предусмотрена также и для пенсионеров РБ по возрасту. Иначе говоря, женщины
после 55 лет и мужчины после 60 лет, находящиеся на пенсионном обеспечении,
сегодня регистрируют транспортные средства, платя лишь половину стоимости услуг.
Вдобавок к этому введено в действие еще одно новшество, касающееся государственных
номерных знаков. Если раньше после снятия автомобиля с учета его номерной знак
подлежал уничтожению, то сейчас в случае, если его состояние допускает его дальнейшее
использование, он начнет свою вторую жизнь. Причем стоить он будет вдвое дешевле
нового номерного знака.
КОРР.: - Возможность приобретения бывшего в употреблении номерного
знака за полцены наверняка заинтересует многих. Вы не боитесь, что спрос превысит
предложение?
Н.К.: - Подобная ситуация вполне возможна, и в этом случае
предпочтение будет отдано тем, у кого невысокий уровень доходов. Это опять-таки
пенсионеры, ветераны, инвалиды...
Продолжая разговор о государственных номерных знаках, стоит
также заметить, что в последнее время участились случаи, когда автолюбители,
на машинах которых установлены номерные знаки времен СССР (белые буквы на
черном фоне), при выезде за пределы РБ сталкиваются с проблемами на границе,
из-за чего им приходится возвращаться назад в РБ. Объясняются данные проблемы
различием алфавитов. Учитывая стоимость виз и их ограниченный срок действия,
подобная мелочь может сильно испортить поездку. В связи с этим хотелось бы
предупредить обладателей таких номерных знаков о возможных неприятностях на
границах.
КОРР.: - Николай Михайлович, а что вы можете сказать по поводу
так называемых "крутых" номерных знаков типа четырех одинаковых
цифр и т.п.? Многие считают, что простым смертным они недоступны...
Н.К.: - Ничего подобного. Выдача номерных знаков осуществляется
в порядке очередности. Чтобы не быть голословным, я вам сейчас это продемонстрирую.
Введя в базу данных, содержащую информацию об автомобилях,
зарегистрированных в Минске, престижное, по мнению многих, сочетание цифр,
Николай Михайлович дает команду "Поиск". Спустя несколько секунд,
на дисплее компьютера начинают появляться данные об автомобилях, имеющих подобные
номера. Как и следовало ожидать, среди них есть и новые иномарки, и уже побегавшие
не один десяток лет "Жигули", "Москвичи" и "Запорожцы".
- Как видите, красивый номер автомобиля, может быть у кого
угодно, - продолжает Николай Михайлович. - Причиной возникновения подобных
слухов служит то, что в большинстве случаев бдительные граждане обращают внимание
на блестящие новые иномарки. Если бы данная категория людей уделяла внимание
и потрепанным "Москвичам", то все они воочию убедились бы в беспочвенности
своих фантазий.
КОРР.: - Судя по возникающим на улицах города пробкам, количество
машин в Минске увеличивается из года в год, хотелось бы услышать, каков этот
прирост в цифрах?
Н.К.: - Только за прошедший 1998 года прирост транспорта
в Минске составил 30.000 единиц.
КОРР.: - Подобное увеличение количества автомобилей наверняка
сказывается загруженности отделов регистрации?
Н.К.: - Безусловно. Но растущее количество машин в Минске
- далеко не единственная причина роста нагрузки на наш отдел. Ведь помимо
того, что жители нашего города приобретают автомобили, они их еще и продают.
А продажа машины неизбежно связана со снятием его с учета - процедурой, которая
также осуществляется через наш отдел. По этому поводу мне бы хотелось дать
несколько комментариев.
Многие потенциальные продавцы транспортных средств снимают их с учета, не
имея конкретного покупателя. После чего они выгоняют автомобиль на рынок,
дают объявления в газеты и т.п. Не секрет, что сегодня предложение подержанных
транспортных средств значительно превышает спрос на них. И продать автомобиль
за 30 дней, в течение которых действительны транзитные номера, удается далеко
не всем. По истечении указанного срока те, кто не продали свои машины, вынуждены
вновь обращаться в Госавтоинспекцию, продлять транзитные номера и вновь платить
деньги. Так может повторяться несколько раз. В связи с этим я настоятельно
рекомендую потенциальным продавцам сначала найти покупателя, а уж затем снимать
машину с учета, тем самым они смогут сэкономить не только свое время, но и
деньги.
Кстати, о времени. Вы наверняка заметили, что основной приток посетителей
у нас наблюдается в дневное время. Специально для начальников, подчиненные
которых любят отпрашиваться с работы для постановки или снятия автомобиля
с учета, сообщаю, что наш отдел по вторникам и четвергам работает до 19.00,
помимо этого обслуживание владельцев автомобилей осуществляется также в субботу
с 8.00 до 17.00. Причем, что удивительно, в вечерние часы и в выходной день
посетителей почти нет.
КОРР.: - Николай Михайлович, у нас в редакции с завидным
постоянством раздаются звонки от читателей, которым было отказано в постановке
приобретенных ими автомобилей на учет. С чем связаны подобные отказы и что
следует делать потенциальным покупателям, чтобы избежать подобной ситуации?
Н.К.: - Отказ в постановке транспортного средства на учет
может быть обусловлен целым рядом причин. Ни для кого не секрет, что в потоке
ввозимых в нашу республику автомобилей идут и машины с криминальным прошлым,
которое может выражаться в поддельном техническом паспорте или, скажем, перебитом
номере кузова. Автомобили, при постановке на учет которых выявлены подобные
моменты, не подлежат регистрации (согласно Правилам учета и регистрации транспортных
средств). Это, естественно, вызывает недовольство граждан, которые были обмануты
продавцами и отдали за подобные транспортные средства свои кровно заработанные
деньги. Но следует также помнить о тех, у кого были украдены данные машины.
Только в 1998 году в Минске при регистрации транспорта было выявлено 189 автомобилей,
находившихся в розыске, а это значит, что 189 хозяев вновь обрели свое, казалось
бы, уже навсегда утраченное авто. Всего же в 1998 году нами было выявлено
583 автомобиля с перебитым номером кузова и 88 машин с поддельным паспортом.
Советов, как избежать при покупке криминального автомобиля,
есть много, но, пожалуй, самый главный из них - быть предельно внимательными
и не поддаваться искушению чрезмерно дешевой покупки. Практика показывает,
что в большинстве случаев покупатель криминального автомобиля мог и сам догадаться,
что с предлагаемой ему машиной что-то не то.
Вот несколько примеров.
Гражданин П. в начале лета 1998 года на границе РП и Германии
приобрел автомобиль "Фольксваген-Пассат" с швейцарским техническим
паспортом. У горе-покупателя данный документ никаких подозрений не вызвал
(видел он его впервые в жизни). Сделка с продавцом-поляком состоялась. А позже,
при регистрации, выяснилось, что "швейцарский техпаспорт" не что
иное, как цветная ксерокопия. Восстановление же истинного номера кузова показало,
что данный автомобиль числится в НЦБ Интерпола как угнанный в Польше. Задумайся
покупатель о том, почему машина, продаваемая в РП, имеет швейцарский паспорт,
неудачной покупки можно было бы избежать.
Есть и другие примеры. Так, гражданин С. в ноябре 1997 года
приехал в г.Мариамполь (Литва) и на авторынке приобрел фургон "Мерседес-Бенц
207". Все оформление купли-продажи автомобиля он доверил продавцу. После
совершения сделки, уже на территории Беларуси, выяснилось, что техпаспорт
поддельный. Опять же следовало призадуматься, можно ли полагаться на абсолютно
незнакомого человека.
Продолжая разговор о криминальных автомобилях, стоит еще
раз подчеркнуть, что к категории обманутых при покупке могут быть причислены
не только покупатели дорогих машин, а и те, кто рассчитывает на машины с невысокой
ценой.
КОРР.: - А откуда в основном приходят "криминальные"
автомобили?
Н.К.: - К счастью, список стран, из которых к нам едут машины
с поддельными документами и перебитыми номерами кузова, не очень велик: Литва,
Польша, Россия. В период 1996-97 годов были попытки ставить на учет в Минске
дорогие автомобили, якобы купленные в декабре 1995 года в Чечне, в самый разгар
боевых действий. Этот номер не прошел, и попытки прекратились.
КОРР.: - Вот уже в течение полутора лет для граждан нашей
республики актуален вопрос деклараций о доходах (подобный документ необходимо
предъявлять при покупке автомобиля, стоящего более 500 минимальных заработных
плат). Хотелось бы услышать несколько слов о том, как определяется стоимость
автомобиля и в каких случаях необходима декларация?
Н.К.: - Стоимость автомобиля, ввезенного из-за границы, устанавливает
таможня. К ней мы прибавляем расходы, связанные с растаможкой машины, и, если
полученная сумма превышает 500 минимальных зарплат, тому, кто приобрел данный
автомобиль, необходимо заполнить декларацию о доходах и предоставить ее в
налоговую инспекцию по месту проживания.
КОРР.: - Не секрет, что подавляющее большинство автомобилей
приобретается за доллары, по какому курсу идет пересчет в белорусские рубли?
Н.К.: - По курсу Национального банка РБ.
КОРР.: - Часто ли бывают прецеденты, связанные с умышленным
занижением цены транспортного средства, и что вы делаете в подобных ситуациях?
Н.К.: - Подобные случаи бывают довольно часто. Перед вами
из моего кабинета вышел посетитель, который пытался убедить меня в том, что
он купил тягач "МАН" 1988 года выпуска за 240 миллионов рублей.
Вы сами прекрасно понимаете, что данная цифра примерно в 15 раз ниже реальной
стоимости машины. Подобных посетителей мы отправляем в оценочные бюро, которые
занимаются установлением реальной цены автомобиля.
КОРР.: - В заключение нашего разговора мне бы хотелось поблагодарить
вас за столь обширные ответы на мои вопросы и напомнить новоиспеченным и бывалым
автолюбителям места регистрации автотранспорта в Минске и новую стоимость
услуг, оказываемых Госавтоинспекцией при постановке и снятии автомобилей с
учета.
Отдел регистрации транспорта граждан, проживающих в Ленинском,
Заводском, Партизанском и Октябрьском районах столицы, находится по адресу:
ул. Серова, 1, тел. 275-37-36.
Отдел регистрации транспорта жителей Первомайского, Советского, Фрунзенского,
Центрального и Московского районов расположен по адресу: ул. Тимирязева, 105,
тел. 596-73-86.
Регистрация транспорта юридических лиц осуществляется по адресу: пр-т Дзержинского,
3, каб. 109.
Снятие автомобилей с учета осуществляется по адресу: пр-т Дзержинского, 3,
каб.112.
Беседовал Юрий ЛИХУТА.