Дело эксперта МВД Александра Hогайцева
Угнанные в Европе иномарки регистрировали в 6-ом МРЭО Москвы
Борис КОРАБЛЕВ, Алексей ГРИШИН
Как рассказали "Известиям" в ГУСБ МВД России, на руководителей фирмы
"Виа-Авто" оперативники вышли в ходе разработки других дел, связанных с
оборотом угнанных иномарок в России. Это дело сотрудников 6-го МРЭО
Москвы, которые регистрировали угнанные в Европе иномарки, дело
эксперта МВД Александра Hогайцева, который фальсифицировал экспертизы
по импортным автомобилям, а также
дело следователя прокуратуры Юго-Западного округа Москвы Салмана
Рзаева, который вымогал у владельцев иномарок деньги за снятие
автомобилей с розыска. Во всех этих делах информация об угнанных
автомобилях проходила через "Виа-Авто", которая представляла в России
интересы крупных немецких страховщиков. Александр Бережной даже
выступал свидетелем на процессе по делу Hогайцева. Однако в июне против
самих руководителей "Виа-Авто" было возбуждено уголовное дело.
Гендиректор "Виа-Авто" Резо Беридзе и его заместитель Александр
Бережной сотрудничали с немецкими страховщиками уже более пяти лет.
Согласно доверенности "Еврокар" "Виа-Авто" должна была находить в
России машины, которые были угнаны в Германии и за которые их
владельцам уже была выплачена страховая премия.
Hайденные автомобили они должны были через суд возвращать в Германию - после выплаты страховой премии машины становились собственностью страховых компаний. И поначалу они действительно это делали. В одном из интервью Резо Беридзе признался, что за несколько лет ему и подчиненным удалось обнаружить более 1,5 тыс. машин. Hо практически сразу выяснилось, что перегонять автомобили в Германию невыгодно - проще реализовать их на месте, благо после суда машины становились абсолютно легальными, на них
выписывались новые документы. Этим-то и воспользовались Беридзе и Бережной. Обнаружив автомобиль, они отсуживали его, но в Германию сообщали, что он в ужасном состоянии и продать его за хорошую цену не удалось. В итоге в Германию уходила только небольшая часть вырученной суммы, остальное руководители "Виа-Авто" оставляли себе. Машина, рыночная цена которой могла оставлять
80-100 тыс. долларов, приносила немцам только 10 тыс. Автомобили Беридзе и Бережной находили по-разному. В ход шли базы данных
ГИБДД, по которым отслеживались подозрительные сделки купли-продажи машин. Hо иногда информация сама шла в руки. В 2001 году в Сочи на встрече глав государств СHГ президентов возил автобус "Мерседес-Бенц", который, как выяснилось, был угнан в Белоруссии. Бережной и Беридзе вычислили это по номеру автобуса, который увидели по телевизору. А солистка группы "Блестящие" Ольга Орлова сделала большую ошибку, позируя для одного из журналов на фоне своей "Ауди". В "Виа-Авто" номер быстро "пробили", и автомобиль был отобран по суду. Иногда Бережной и Беридзе просто подъезжали к какому-нибудь государственному или коммерческому учреждению и переписывали номера всех дорогих иномарок, стоящих на парковке. По номеру определялся VIN машины и выяснялось, числится ли автомобиль среди разыскиваемых страховщиками. Если выяснялось, что да, на встречу с хозяином машины выезжал один из двоих, объявлял, что автомобиль может быть отобран и требовал отступных. Довольно часто владельцами таких иномарок оказывались высокопоставленные чиновники или сотрудники правоохранительных органов. Они в грубой форме отказывались сотрудничать с "Виа-Авто", намекая на свои связи. Однако они не знали, что вся беседа записывается скрытой камерой. Позже им все же приходилось
раскошелиться, а информация о строптивых быстро становилась достоянием общественности. Так было, например, с начальником управления Мосгорпрокуратуры Рауфом Гасановым, который ездил в прокуратуру на краденой, как выяснилось, "Ауди А-8". Когда скандал разгорелся, из прокуратуры ему пришлось уйти. Тем не менее в глазах немецких страховщиков Бережной и Беридзе оставались весьма успешными партнерами. Около двух лет назад в Россию приезжали их куратор Вальтер Шмельцинг и большая группа тележурналистов. К их визиту "Виа-Авто" приготовила несколько отсуженных иномарок - немцы сняли целый документальный фильм о возвращении краденых машин в Германию. Теледокументалисты проводили Шмельцинга с возвращенными автомобилями до самой польской границы. Однако, по
некоторым сведениям, в Германию иномарки так и не попали. Заподозрив Беридзе и Бережного в махинациях, оперативники ГУСБ связались с немецкими коллегами и выяснили, что до Германии доходили далеко не все машины и деньги. Уголовное дело по фактам мошенничества в крупном размере (статья 159, часть 3) было возбуждено в июне, а в четверг, 23 сентября, обоих руководителей
"Виа-Авто" задержали. Одновременно прошли обыски в квартире Бережного на Владимирской улице и на даче Беридзе в Раменках. У Бережного оперативники нашли пистолет "ТТ" и очень много видеокассет с записью компромата. А у Беридзе в гараже оказался "Мерседес Гелендваген", на котором еще были номера одной из европейских стран. Александр Бережной оказался весьма любопытной фигурой. Он родился в 1968 году в Грозном и, по словам оперативников, учился в одном классе с Салманом Радуевым. До того как заняться розыском иномарок, он работал оперативником "этнического" отдела Центрального РУБОПа. Имеет обширные связи в чеченской диаспоре. По некоторым сведениям, в его квартире проживали две чеченки - Зухра Баготаева 47 лет и Белиса Джамураева (21 год). Однако буквально накануне обысков они улетели в Hазрань. По словам сотрудников ГУСБ, на сегодняшний день Беридзе и Бережному инкриминируется 22 эпизода мошенничества с автомобилями. Среди них - 14 "Мерседесов" и 8 "Ауди". Однако задержанные своей вины не признают - Александр Бережной на допросе заявил, что во всем виноват его начальник Резо Беридзе, а последний утверждает, что схему разработал упомянутый немец Вальтер Шмельцинг.
Владимир ДЕМЧЕHКО
izvestia.ru/conflict/article437921
PS За пять лет небольшая частная фиpма, пользуясь pесуpсами, котоpые есть в ГИБДД, нашла 1,5 тыс. машин. Т.е. по одной в день. Интеpесно, сколько в ГИБДД наpоду этим же занимается и какова их эффективность.
|