Все краденые авто из Эстонии едут в Россию? |
В сутки в Эстонии угоняют в среднем 1,7 автомобиля.
Преимущественно исчезают сейчас старые автомобили, которые идут на запчасти.
Краж
автомобилей в последние годы в Эстонии стало намного меньше,
специализировавшиеся на угонах группировки вообще направились «работать»
в другие края. В прошлом году было украдено на сотню автомобилей
меньше, чем в 2011 году, лишь отдельные кражи транспортных средств были
совершены профессионалами.
Десятилетиями больше всего краж автомобилей совершалось в Таллинне и Харьюмаа. Еще совсем недавно в этом регионе в год угонялось примерно 500 автомобилей. Еще в 2009 году было угнано 435 машин, а в 2011 — 251. В прошлом году своих транспортных средств в Таллинне и Харьюмаа лишились 234 автовладельца.
Это составляет менее одного угона в сутки. И все же в группе отслеживания автомобилей еще прекрасно помнят времена, когда в «плохие дни» по утрам регистрировалось по пять-шесть ночных угонов. «Некоторые автомобили при этом даже удавалось обнаружить», — вспоминает руководитель службы преступлений против имущества префектуры Тоомас Ервсон.
Давление на профи
Ситуация изменилась, когда следователи взяли на вооружение новую тактику — вместо розыска пропавших автомобилей акцент был сделан на давление на профессиональных автоугонщиков и к ответственности были привлечены лица, занимавшиеся перепродажей автомобилей. Ликвидация возможности перепродать автомобиль сделала многие угоны бесперспективными.
Смена тактики быстро увенчалась успехом: если в 2009 году в Таллинне пришлось расследовать 340 случаев угонов автомобилей, то годом позже их было уже 284, а в 2011 году 200, в прошлом же году 159 случаев.
Прошлый год был в Пыхъяской префектуре по части автомобильных краж совершенно особым. «У нас здесь не было ни одной волны системных автоугонов», — рассказывает старший сотрудник службы преступлений против имущества Виктор Бруев.
Единственный раз, когда в дело вступили «профессионалы», мужчины литовского происхождения, был отмечен весной. «Стало уже своего рода традицией, что каждую весну происходит какая-то волна вылазок.
Посмотрим, что принесет эта весна», — говорит Ервсон. «Только вот прошлой весной они начали с Южной Эстонии, а в Таллинне успели провернуть всего одно «дело». Наши коллеги из Лыунаской префектуры сработали эффективно и задержали угонщиков еще до их прибытия в Таллинн».
Поэтому в регионе деятельности Пыхьяской префектуры в прошлом году не было зарегистрировано ни одной кражи автомобилей класса люкс. Исчезающие автомобили марки Volkswagen и Ford, видимо, служат «донорами», с которых потом снимают запчасти. Исчезают и идущие на металлолом «Жигули», и т.д.
В Таллинне в прошлом году автомобили угоняли через каждые два-три дня. Именно это и обусловило огромный спад, на целый 21 процент.
Возможно, что здесь действует теория сообщающихся сосудов, однако в противовес этому количество автомобильных краж в Харьюмаа выросло на 57 процентов, то есть на 57 случаев. «Это в общем связано с исчезновением автомобилей попроще», — пояснил руководитель службы Ервсон.
По общим итогам года в Таллинне и Харьюмаа налицо незначительный, в пределах всего 17 случаев, спад. Самыми радостными были итоги в Идаской префектуре, где в прошлом году было похищено на 91 машину меньше, чем в 2011 году.
Завидная статистика
Угоны автомобилей являются хорошим индикатором для оценки эффективности деятельности следственных органов. В отличие от других преступлений против имущества, лишившийся автомобиля владелец обычно не воздерживается от того, чтобы сообщить полиции о краже.
618 угонов автомобилей за прошлый год составляют в среднем 1,7 случая в сутки — такая статистика может стать предметом зависти для всех соседствующих с нами стран.
Один крупный российский телевизионный канал планировал даже проиллюстрировать успехи эстонской полиции в идущей в прямом эфире программе с помощью телемоста между Москвой и здешними полицейскими. План так и остался планом, поскольку руководство запретило хвалить политически неприемлемую Эстонию.
И все же вышесказанное вовсе не означает, что профессиональные угонщики из Эстонии, вынужденные из-за повышенного внимания со стороны полиции перебраться на работу в Швецию, Финляндию или Германию, отказались от желания продолжать свою деятельность на родине.
«Если где-то появляется какая-то дыра, они довольно быстро начинают испытывать нашу бдительность», — с улыбкой констатирует старший сотрудник службы преступлений против имущества Виктор Бруев.
источник: graafika: Silver Alt |