Путешествие начинается с похода в литовское посольство за
визой. Чтобы получить ее, надо иметь приглашение или дорожные чеки (не деньги,
а именно чеки) из расчета 40 долларов в день на человека. Еще $10 в кассу
посольства – и через неделю в посольстве вас будет ждать leidimas – в дословном
переводе пропуск – в Литву.
Поскольку за автомобилем логично ехать своим ходом, вам придется
воспользоваться услугами железной дороги. Ежедневно в Вильнюс из Москвы ходит
три поезда. Два из них – калининградские. Парадокс, но билет на этот поезд
до Вильнюса стоит в полтора раза дороже, чем до российского города Нестерова
в Калининградской области, который, понятно, намного дальше от нас, чем литовская
столица. Вроде бы прямой смысл взять билет до Нестерова, а выйти в Вильнюсе...
Но литовские пограничники при въезде в Литву на станции Кяна
не ставят печать в паспортах транзитников. Соответственно и вам, с вашим билетом
до Нестерова, печать не захотят ставить – а без печати в Вильнюсе из поезда
выпустят только погулять по платформе. Как нам рассказали попутчики, уговорить
кянских пограничников стоит пять долларов. А если отложить проблему до Вильнюса,
это обойдется уже в $10.
Билет в купе поезда "Москва–Вильнюс" стоит 2 тыс. руб. в
московском поезде и полторы в калининградском. Еще дешевле доехать по железной
дороге до Минска, а там сесть на утренний автобус, который к середине дня
привезет вас в Вильнюс или Каунас. Дальше – автобусом. Из Каунаса в Мариямполе
днем автобусы ходят каждый час, из Вильнюса – пореже. Стоит проезд в пределах
15 литов (4 доллара). Автобус-экспресс из Вильнюса домчит вас до Мариямполе
за два часа, а обычный, считающий своим долгом заехать в каждую литовскую
деревню, будет тащиться часа четыре. Вопрос времени приезда в Мариямполе на
самом деле не прост.
Дело в том, что рынок открывается с рассветом, самые привлекательные
машины раскупают в первые часы, а приехать в Мариямполе ранним утром почти
нереально. Поэтому опытные покупатели приезжают заранее и останавливаются
в ностальгически-советской гостинице при рынке. Из удобств в номере оказался
один телевизор, но и цена соответствующая – 20-30 литов (5-8 долларов). Рынок,
кстати, построен на базе мариямпольского автобусного парка. Автобусы немного
ужались, ужались и административные службы, уступив четвертый этаж своего
здания гостинице.
В советские времена Мариямполе назывался иначе – Капсукас,
в честь Мицкявичюса-Капсукаса, который помог установить в Литве советскую
власть. Известен город был тем, что в нем делали хорошую сгущенку – на одной
стороне банки было написано "молоко", на другой – "pienas". В конце 80-х городу
вернули название Мариямполе, а чуть позже, с образованием независимой Литовской
республики, он стал областным центром. Городишко малопривлекательный, а основной
доход жителей идет от авторынка. Кто-то возит машины, кто-то торгует, а те,
кто не делают ни того, ни другого, нашли свое место в автосервисе.
Как
работает авторынок? Литовцы намного обогнали русских в организации перегонного
бизнеса. Собственно, они машины не гоняют – они гоняют автовозы.
Мариямпольский рынок работает по понедельникам и вторникам,
поэтому уже в четверг литовцы отправляются в Германию, где каждый из них покупает
ровно восемь автомобилей. Почему восемь? Столько влезает в автовоз – четыре
сверху, четыре снизу. Процесс давно вышел на оптовый уровень. Литовцы не ездят
по всей Германии в поисках выгодных вариантов – многочисленные посредники
готовят машины к их приезду. Времени нет ни на внимательный осмотр, ни на
наведение марафета. Местные перегонщики (хотя их и перегонщиками-то странно
называть) зарабатывают на количестве.
Многие
автовозы уже к вечеру воскресенья загоняются на территорию рынка, потому что,
хоть официально продажа идет только по вторникам, первые покупатели появляются
уже в понедельник утром. Кстати, именно поэтому в Литве, кажется, сейчас нет
печально известных машин, сваренных из двух половинок: ведь обе половинки
надо, как ни крути, привезти из Германии, отдать в сервис – на это просто
нет времени. В отличие от московских машин, сияющих отполированными боками
и благоухающих салонами, в Мариямполе товар предлагают в абсолютно первозданном
виде – чинить просто нет времени.
На автовозах громоздятся битые, царапанные, с оторванными глушителями и висящими
на ниточке бамперами автомобили.
Но именно с автовоза стараются взять автомобиль самые опытные
покупатели, 90% которых – те самые российские перегонщики, которых через несколько
дней можно будет увидеть где-нибудь в подмосковных Люберцах.
Стандартная
схема – купить машину в Мариямполе или на другом литовском рынке и тут же,
в Литве, отремонтировать. Кузовной ремонт здесь делать умеют на славу,
недаром к лучшим мастерам приезжают из России и даже Германии. В одной из
хороших частных мастерских по кузовному ремонту побывали и мы. Трудно было
поверить, что вот этот "Мерседес" какие-то три дня назад был разбит в хлам.
Цены на литовских сервисах по российским меркам просто смешные. Покраска одной
кузовной детали, за которую в Москве могут взять до сотни долларов (а как
же – рихтовка, подготовка, компьютерный подбор краски), обходится долларов
в 30-50 даже в весьма качественных мастерских. Да и запчасти дешевые. Вот
только русским перегонщикам нет особого резона гнаться за качеством. Цель
у них несколько другая: как можно быстрее разобраться с Литвой, чтобы через
день-другой оказаться в Москве с автомобилем "всего неделя из Германии".
О литовском транзите перегонщик благоразумно умолчит.
Мариямпольские старожилы утверждают, что следы пребывания
машины в Литве на пути из Германии в Россию уничтожаются довольно легко. Торговля
в Мариямполе, надо сказать, довольно нервная, и не всякому понравится. Начать
с того, что часам к 11 утра среди стоящих на автовозе машин половина может
быть уже продана – из экономии времени их не спускают на землю, а оставляют
на верхотуре до конца торгового дня. А главное, сам осмотр автомобилей очень
специфическая вещь.
Вам
придется по-обезьяньи лазить по автовозам, пытаясь хоть что-то разглядеть.
Открывается капот – хорошо. Нет – придется довольствоваться тем, что видно
и так. За осмотр денег не берут, можно даже взять у хозяина (он сидит в кабине
трейлера) ключи, завести мотор, погазовать, повтыкать передачи. Но насчет
покататься – сложнее. Если выказать серьезность своих намерений, проехаться
разрешат. Но "серьезность намерений" определяется сотней-другой
долларов задатка, который не возвращается. Да и не до катания тут, когда сзади
напирают другие желающие, которым достаточно одного внешнего вида…
Сходство покупки с котом в мешке компенсируется ценами.
Даже с учетом ремонта машины в Литве дешевле московских.
"Сотка" Audi четвертого года со стандартным двухлитровым движком
стоит в Москве, если верить сайту realist.ru (который, как показывают наши
рыночные обзоры, слегка занижает цены), $6700. А в Мариямполе – $4300. С учетом
растаможки сумма вырастет тысячи на две. 1,8-литровый Passat того же года
– соответственно $5200 и 3500 (плюс $1600 на таможню). Примерно такая же разница
в ценах для "Короллы" шестого года, 124-го "Мерина" 1990-го...
А цены "Гольфа" - трехдверки шестого года различаются в Москве и
Мариямполе уже на $3 тыс. "Опеля Астры" седьмого года – на столько
же. Некоторые цены можно посмотреть на сайте www.mprekeivis.lt.
Ремонт вместе с таможней уменьшит разницу
до нескольких сотен долларов. Зато про мариямпольскую машину, в отличие от
московской, хоть что-то известно: она попадает к покупателю ровно в том виде,
как пришла из Германии, без перегонщицкой косметики. Но не все так замечательно на этом рынке.
Если машину никто не купил в понедельник-вторник в Мариямполе
или в среду-четверг в Гарюнае под Вильнюсом, продавец меняет тактику. Он сдает
ее в ремонт, чтобы к следующему базару была "конфетка". Такие машины
продают уже не с автовозов, а как обычно, с земли. Цена будет выше, а про
"биографию" автомобиля, более или менее понятную до ремонта, уже
нельзя будет сказать ровным счетом ничего.
Знающие покупатели избегают таких машин. Правда, хитрые литовцы
уже это поняли и иногда загоняют чиненую машину на автовоз, откуда она, что
называется, "уходит" моментально. Чтобы с вами такого казуса не
произошло, смотрите на дату ввоза: чем меньше дней прошло с тех пор, тем больше
доверия. А еще лучше – смотрите на номера. Если транзитный номер начинается
с букв AB, значит, машина ввезена в Литву менее трех недель назад. Пройдитесь
по рынку, посмотрите, чем больше пятизначное число, тем позднее она попала
в страну "алуса" и "Жальгириса".
А еще не надо покупать ворованные машины. Неподалеку от рынка
полицейское отделение, где проверяют на угон, но криминалистов, которые могут
подтвердить, что номера не перебиты, здесь нет. Единственное, что остается,
– избегать "группы риска". Это машины стоимостью от $9-10 тыс. Дело в том, честно призналось нам рыночное начальство,
что ворованное в Мариямполе попадается, но тут действуют свои рыночные законы.
Чтобы ввезти такой автомобиль, нужно договариваться с пограничниками, таможней,
полицией… Да и угонщик бесплатно работать не станет. Продажа дешевле $9 тыс.
просто не окупит затрат.
И последний совет. Чтобы не попасть в очередь на литовско-белорусской
границе, имеет смысл выезжать из Литвы не вечером сразу после покупки, а через
несколько дней, когда основная масса покупателей будет уже в России. Перегонщики,
понятное дело, торопятся, но тот, кто покупает для себя, вполне может отдохнуть
в дружественной Литве. Правда, сейчас, накануне поднятия пошлин, очередь,
кажется, вообще не рассасывается. Вот поднимут пошлины – и очередей не будет.
Текст: Роман Гуляев, Алексей Каменский
Источник: gazeta.ru