О внешних факторах образно скажем так: жулики во все времена не толпились у ворот заводских проходных в поисках работы, не стремились в студенческие аудитории.
Как модно сейчас говорить, их тянуло в "злачные" места.
Нетрудно догадаться, что в категорию этих самых "злачных" мест попали и авторынки, лет эдак десять назад возникшие в Беларуси стихийно, но потом, вследствие высокого спроса населения на автомобили и предложения, начавшие формироваться на цивилизованной основе.
Не секрет, пионером в этом деле стал авторынок в Малиновке, на территории которого и находится вышеназванный автомагазин.
На сегодняшний день его называют уже лучшим в СНГ и странах Восточной Европы - я имею в виду сам рынок. По числу покупаемых и продаваемых машин, по качеству сервиса. Задача однако не в пересказе исторических реалий.
Будет логичным предположить: чем больше авторынок - тем больше здесь того самого жулья.
Валерий Шишкин вспоминает, как еще несколько лет назад здесь нещадно боролись с хулиганами, менялами, с помощью милиции разгоняли "гастролеров" из Прибалтики и стран СНГ, промышлявших подделкой счетов-справок и иных документов на автомобили...
Поменялось ли что-нибудь с тех пор?
Ответить на этот вопрос весьма сложно. Фактически в лучшую сторону - да.
Сыграл свою роль "внешний" фактор: уменьшение по известным причинам спроса у сограждан и почти полное исчезновение с авторынка покупателей-россиян (почему, скажем позже).
С опустением рынка должны были, естественно, умериться в соответствующей пропорции и аппетиты криминальных элементов. Но аппетиты остались, в некоторых случаях они и вовсе стали волчьими.
Жадность фраера сгубила (из "досье" Валерия Шишкина)
Не далее как 13 августа, в воскресенье, парень из Загорска Московской области приобрел автомобиль.
В понедельник звонит растревоженная мамаша: мол, до сих пор нет ни сына, ни машины. Трудно что-либо сказать, не зная сути дела.
Во вторник объясняемся с ней уже в моем кабинете. Женщина более спокойна (видно, сын объявился), но по-прежнему "скорбит" о пропавшем автомобиле.
Спрашиваю: "Где был оформлен автомобиль?" - "В каком-то магазине". Туда, говорю, и обращайтесь.
И вообще, почему не воспользовались услугами "Интекса" (нашего магазина, значит)?
Молчание... Жалко человека до слез.
Еще и обидно, что покупатели и продавцы ничему не учатся.
А ведь случаются истории похуже.
Недели две назад, не знаю точно каким "макаром", двое уговорили оформить сделку купли-продажи вне территории рынка владельца "Мерседеса".
И заплатить ведь пообещали требуемую сумму - аж 28 тысяч "баксов". Ни в какой магазин, конечно, не повезли. Только выехали на магистраль Брест-Москва и сразу душить человека начали... его же собственной цепочкой.
Слава Богу, вырвался, но машины лишился.
Через несколько дней воры предложили ему выкупить собственный автомобиль за 5 тысяч долларов.
Тогда-то пострадавший и обратился в милицию и во время передачи денег преступников "повязали". Возникает вопрос: зачем с двумя неизвестными ехать черт знает куда? Случай двухлетней давности.
Покупатель из Подмосковья решил приобрести на нашем рынке "ФИАТ-Уно", благо выбор был. Как говорят, "ударили" с продавцом по рукам, осталось только оформить покупку. 50-летний россиянин, который, возможно, копил всю жизнь деньги на недорогой автомобиль, предложил сделать это в нашем магазине. "Зачем, - убеждал продавец, - стоять в очереди, мытариться. В этом магазине у меня есть знакомая, за шоколадку все оформит за считанные минуты". Откуда было знать гостю, что это вранье. Польстился человек на дешевку.
Однако документы все же решился у нас перепроверить. Так и есть: техпаспорт на "ФИАТ-Уно" липовый, печать на счет-справке не синего, а красного цвета... В общем, мошенник тоже оказался в руках милиции.
Но хорошо, когда все хорошо кончается.
Осенью 1999-го житель города Димитров (Россия) за 14 тысяч долларов приобретает по липовым документам "Ауди-100". Конечно, в Димитровском РОВД машину на учет не поставили, предложили выяснить все обстоятельства на месте покупки. Со скандалом россиянин апеллирует к нам.
Опять спрашиваем: "Где оформлялся автомобиль?".
Узнаем, что в столице, на такой-то улице, на втором этаже жилого дома. Не поленились сами проверить.
Оказывается, для облапошивания таких вот горе-покупателей мошенники (по свидетельству жильцов у одного из них был "кавказский" акцент) специально снимают квартиру, так сказать, с соответствующим антуражем.
Создается видимость официального оформления документов, вас даже кофейком угостят.
Далее схема понятна: был "магазин" - и потом его не стало.
Как не стало у димитровчанина 14 тысяч долларов и машины. Случается даже так, что "юридический" адрес "оформителей" находится в домах без окон и дверей...
Впору бы книгу писать о подобных вещах. А стоит ли? Мы же не дети, есть кое-какой жизненный опыт, обманывались не раз.
Но, очевидно, менталитет у нас такой...
Почему нас дурачат?
Конечно, за прошедшие шесть лет работы у Валерия Шишкина основательное досье сложилось.
Но в разговоре с ним пытаемся все привести к одному знаменателю.
То есть ответить на главный вопрос: почему нас дурачат?
Сходимся на мысли, что интерес мошенников к автомобильным рынкам подогревает нынешняя криминализация общества, на том, что здесь крутятся большие деньги.
Тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов фактор психологический. Например,
почему продавцу или покупателю на вполне законных основаниях не засвидетельствовать сделку в том же "Интексе", где вам не только произведут осмотр автомобиля, проверят его на предмет угона, выдадут соответствующие, нотариально подтвержденные документы, но и по желанию застрахуют вашу гражданскую ответственность, дабы в пути "гаишники" не содрали пять "минималок" за отсутствие полиса?
Почему, доверившись сомнительным посредникам, они едут в такие же сомнительные автомагазины? Пару лет назад только в Минске их количество исчислялось сотнями, сейчас - неизвестно.
По подсчетам Валерия Федоровича, по лицензии работает только 16 точек.
Ответ на поверхности: подводит скупость и доверчивость. Скупые мы все, но не до такой же степени, чтобы клюнуть на предложенное "леваками" дешевое оформление (на самом деле это не так) и отвергнуть профессиональные услуги.
О доверчивости я уже не говорю, поскольку люди покупают и продают автомобили не за условные рубли и доллары.
Так что, может быть, стоит и на себя оборотиться? И остановиться.
Вот недавно.
Приехавшие из провинции мужчина и женщина
приобрели старенький "Фольксваген-Пассат".
Из-за кажущейся разницы в оплате услуг едва не уехали "налево". Спасибо, специалисты автомагазина остановили вопросом: "Куда?
Знаете, чем это заканчивается?".
И привели примеры. Женщина, прижимая к себе сумку с деньгами, переспросила: "Действительно, а куда?". Справка "АБw"
По самым скромным подсчетам около 15% покупателей и продавцов, оформляя автомобили, обращаются сегодня к посредникам. Большинство, как правило, остаются "с носом".
Только на штрафплощадке авторынка в Малиновке уже находится 8 автомобилей сомнительного происхождения, за которыми не являются владельцы.
Один из них - "Жигули" девятой модели - стоит аж... с 1996 года. Не сгущая краски Чтобы мы ни говорили о криминальной атмосфере вокруг авторынков - этого все равно не избежать.
Ни у нас, ни в Восточной Европе в целом.
О российских авторынках я уже не говорю, особенно о наиболее криминализированных Московском или Ставропольском.
Однако наряду с этим нельзя не признать:
во-первых, купля-продажа автомобилей должна быть более-менее контролируема и не должна сводиться к "подзаборному" уровню, что только увеличит число обманутых людей;
во-вторых, авторынки, находятся ли они в Малиновке, Ждановичах, областных городах, приносят и доходы в бюджет.
Как я уже говорил, в той же Малиновке сегодня непривычное затишье.
В будние дни здесь оформляется в среднем всего 5 автомобилей, за субботу и воскресенье - до 130 (год-два доходило до 500 машин). Никто не скрывает: огромные площади и возможности не востребованы полностью по одной причине - из-за отсутствия российского покупателя.
С Валерием Шишкиным мы сделали небольшую выборку: в апреле клиентами магазина были 36 россиян и 600 белорусов, в мае соответственно 23 и 400, в июле - 50 россиян и 600 наших сограждан.
Что же произошло за эти год-два? Есть необходимость вспомнить, что еще 28 ноября 1996 года государственный таможенный комитет России издал указание, согласно которому товары из Беларуси, произведенные в третьих странах, попадают в РФ в свободное обращение только после уплаты российских сборов и пошлин.
Другими словами, соседям за растаможку приобретенной у нас иномарки надо было платить дважды. Вот и не стало россиян, а заодно громадных сумм таможенных пошлин. 2 февраля нынешнего года Верховный суд РФ признал указания ГТК незаконными.
Председательствующий по делу Александр Федин заметил: "Суд прекрасно понимает, что теперь таможенные пошлины будут идти мимо российского бюджета. Но это вопрос не к нам, а к правительству.
Прежде чем подписывать такие соглашения, надо думать об их последствиях". Далее - сплошная чехарда. ГТК РФ подает апелляцию и свои расчеты в правительство, а то (потери-то оцениваются в 2-4 миллиарда долларов) принимает постановление, который в одностороннем порядке фактически расторгает договор о таможенном союзе. Белорусы пытаются всячески воспрепятствовать. Но ясности нет до сих пор, хотя никто не против единого таможенного пространства.
Накануне позвонил в ГТК РБ насчет переговоров руководителей государств о сегодняшних принципах таможенного контроля, унификации пошлин на ввозимый транспорт и т.д. Ответ был примерно таков: "Есть только договоренность об увеличении провоза через границу недекларируемой суммы в 1500 долларов США где-то с 1 сентября этого года, насчет тарифов и пошлин обращайтесь в отдел тарифного регулирования Министерства иностранных дел. Мы только исполнители".
Судя по затишью, двойная растаможка остается. Но, как поясняют в правительстве, только из-за местнических интересов отдельных российских губернаторов. Что, собственно, и подтверждает Валерий Шишкин. Исключение, пожалуй, сделал для Самары и Самарской области, куда бесплатно, без таможенного оформления можно беспрепятственно ввозить приобретенные в Беларуси автомобили. Месяц назад это можно было сделать в Ставрополье и Краснодарском крае - теперь и там лавочка закрылась.
К чему я это говорю?
У наших авторынков две, оказывается, болезни.
С одной стороны, мешают жулики, с другой - в ритм их работы вмешалась большая политика.
При оскудевшем бюджете государства надо еще подумать, кто больше вреда наносит.
Время покажет...
Владимир МАКОВИЧ / "Автобизнес-Weekly"
Источник: slon.nsys.by |