Специалист МВД РФ в очередной раз напоминает о способах похищения автомобиля.
Кража автомобилей - бизнес прибыльный. Работа в этой сфере
поставлена четко - не хуже, чем в банке. Схемы автомобильных афер криминальные
гении разрабатывали годами и довели до совершенства. Те, кто десять лет назад
получил срок за кражу зонтика из салона автомобиля, нынче руководят разветвленной
сетью группировок. Каждая из них виртуозно владеет только "своим ремеслом":
одни занимаются угоном, другие - подделкой документов, третьи - нелегальной
растаможкой и т. д.
Автомобильных воров, увы, не становится меньше и поймать
их за руку все сложнее. Мы не хотим здесь кого-либо запугать, просто, как
говаривали великие полководцы, о враге нужно знать все, чтобы эффективнее
с ним бороться и побеждать. Именно по этой причине есть смысл еще раз вернуться
к теме, неоднократно поднимавшейся в журнале, - о способах угона.
Итак, посмотрим, как действуют автоворы, получив заказ на
определенную марку машины.
Часто все начинается с покупки легальной, но битой машины.
Например, ВАЗ-21093. Стоимость этого металлолома - копейки. Разумеется, ворам
и их подельникам нужна не сама машина, а документы на нее и детали с номерами.
Этим занимается одна группа. Она скупает аварийные машины и свозит их в "отстойник".
Другая группа угоняет новую "девятку". Именно такую, какую заказал
клиент. Третья, в зависимости от ситуации, или с помощью сварочного устройства
переносит чашку с номером кузова от битого автомобиля на новенький, или попросту
перебивает номера. О двигателе вообще речи не идет. Спасибо ВАЗу за то, что
он примитивно "шлепает" номера на корпусе "движка". Кстати,
за время выпуска "жигулей" угонщики так отработали технологию подделки,
что только серьезная экспертиза в состоянии ее обнаружить.
Так образуется новый "чистый" автомобиль с легальными
документами. В розыске же числится совсем другая "девятка". Теперь
машину можно безбоязненно вручить клиенту. Чем и занимается четвертая группа.
Опять-таки, в зависимости от качества подделки, автомобиль реализуют в дальних
регионах (где экспертов зачастую не существует), а если на месте, то по доверенности
или же несколько раз (чтобы запутать след) переоформляют на подставных лиц.
Есть и пятая группа. Она работает с "останками"
приобретенного металлолома (криминальный мир предпочитает безотходную технологию).
Здесь два варианта. Первый: "останки" целиком продают на запчасти.
Второй: разбирают по частям, а затем устанавливают их на машины, официально
взятые в ремонт (для темных дел обычно используют подконтрольные мафии автомастерские).
Кстати, ремонт автомобилей - один из эффективных способов так называемой "отмывки"
преступных капиталов.
Схема "под заказ" обладает для преступников одним
очень важным преимуществом: угонщиков практически невозможно "вычислить"
и поймать. Относительно слабы только два звена: сам момент угона и время пребывания
украденной машины в автомастерской. Первое отработано годами. За жертвой следят,
узнают привычки хозяина, место хранения машины, обычные маршруты и т. д. Нередко
авто угоняют спустя несколько часов после его покупки, когда счастливый водитель
еще не успел поставить сигнализацию и зарегистрировать машину в ГАИ. Автомобиль
несложно угнать прямо со стоянки. Охранники? Они тоже люди, и страх им не
чужд. Требовать что-то от владельцев автостоянок бессмысленно - редкий хозяин
автомобиля заключает договор с администрацией стоянок. Большинство рады забору
и будке сторожа. Как это ни мерзко, но охранники порой сами не прочь поживиться
и сообщают "знакомым" о привлекательной машине на подведомственной
территории. Перед владельцами они юридической ответственности за хранение
не несут. Если же бандиты попали на приличного человека в охране, то в крайнем
случае (если машина им нужна срочно) пользуются дедовским способом: чем-нибудь
тяжелым по голове.
Что же касается второго звена… Преступников следует "брать"
в момент работы - только тогда им не отвертеться. Но для этого нужно знать,
где, кого и в какой момент "брать". Собрать столько информации -
долгий и трудный процесс. А угонщики на месте не сидят, мысль у них работает…
Им ведь "садиться" неохота.
Михаил АЛЕКСАНДРОВ
Статья по измененным номерным агрегатам
За последние несколько лет существенно осложнилась оперативная
ситуация на территории России с преступными посягательствами на транспортные
средства. Автомобиль является дорогостоящим имуществом, его цена, в зависимости
от модели и технических характеристик может доходить до полумиллиона долларов
США. Это обстоятельство обуславливает повышенный интерес представителей криминального
мира к автомобилю как к предмету преступного посягательства.
Ежегодный рост данных преступлений составляет около 16 %.
В 2005 году на территории страны зарегистрировано 67,5 тыс. краж и 56,9 тыс.
угонов транспортных средств. Складывающаяся ситуация осложняется противоправной
деятельностью групп, организовавших систему, при которой похищенные или незаконно
ввезенные на территорию страны автомобили по подложным документам ставятся
на учет как прибывшие из других регионов страны. Кроме того, современные компьютерные
технологии и специальное оборудование позволяет преступникам изменять маркировочные
обозначения транспортных средств.
Так, за восемь месяцев текущего года сотрудниками Зеленоградского
отдела ГИБДД было выявлено 250 автомобилей с измененной или уничтоженной маркировкой
узлов и агрегатов; выявлено 46 документов с признаками подделки.
Чтобы не оказаться покупателем криминального автомобиля,
при покупке стоит обратить внимание на некоторые моменты. Сомнительными являются
иномарки, на которые паспорт транспортного средства (ПТС) выдан не таможенными
органами, особенно если он получен взамен утраченного, что всегда фиксируется
в документе. Новый ПТС часто помогает мошенникам скрыть криминальное прошлое
автомобиля.
Не нужно покупать автомобили, которые продает явно подставное лицо - например,
человек, очевидно не имеющий средств для покупки почти новой иномарки. Часто
подобные подставные лица не скрывают, что их за небольшую сумму попросили
оформить на себя машину, а потом продать. Должно настораживать, если владелец
покупаемого авто предлагает не снимать машину с учета и оформить владение
по доверенности. И чем длиннее цепочка предыдущих продаж, тем больше риск.
Словом, чтобы свести к минимуму проблемы при покупке авто,
тщательно изучите его "родословную".