Основа современной системы поиска - электронная база данных
по угнанным и краденым автомобилям. Понятно, что именно от того, насколько
оперативно она будет обновляться, зависят шансы "вычислить" криминальную
машину. На Западе в каждой патрульной машине есть компьютер, соединенный с
общей базой данных. И полицейские могут моментально "пробить" номера
любой машины и сверить их соответствие марке, модели и цвету автомобиля...
А как обстоят дела у нас?
Во-первых, в России до сих пор не существует единой базы
данных. Есть только две общефедеральные базы: "Угон" и "Розыск".
В первой содержатся данные об угнанных и краденых автомобилях, а во второй
- о машинах, скрывшихся с места аварии, причастных к разного рода преступлениям
и т.д. Связи между ними - никакой. Но хуже другое. Достаточно набить на угнанную
машину любые "чистые" или вообще вымышленные номера - и базы уже
не помогут, ведь автомобиль с такими номерами в "стоп-листе" не
значится! То, что это совсем не тот автомобиль, или что машины с такими данными
вообще официально не существует, может показать только общефедеральный регистрационный
список "чистых" машин. А его-то как раз и нет: у каждого региона
страны - своя база данных автомобилей, состоящих на учете в ГИБДД! То есть
угнанная в Москве машина может сколь угодно долго ездить с поддельным номером
VIN на Кавказе или в Зауралье! Конечно, из центрального регионального управления
можно подать запрос в другие регионы. Но у инспекторов на постах, не говоря
уже о патрульных машинах, такой возможности нет.
Во-вторых, информация от российского бюро Интерпола об угнанных
на Западе машинах "закачивается" в милицейскую базу данных не постоянно,
а периодически. А во время "перерывов" преступники вполне успевают
ввезти в Россию ворованный автомобиль, поставить его на учет через "своего"
инспектора ГИБДД - и тут же продать по генеральной доверенности на ближайшем
авторынке вместе с поддельным паспортом транспортного средства.
Но гораздо страшнее то, что все милицейские базы данных построены по так называемой
"открытой" архитектуре. Они абсолютно не защищены от копирования!
Зная пароль, любой сотрудник МВД может "скачать" огромный массив,
казалось бы, конфиденциальной информации. Более того - для этого даже не надо
быть милиционером: опытный хакер в два счета "взломает" простейшую
систему паролей доступа. В итоге уже через пару дней самые "свежие"
базы данных появляются на радиорынках в виде компакт-дисков!
А доступность баз данных - это просто VIP-сервис для преступников.
Именно это позволяет ворам использовать схему с так называемыми "зеркальными"
автомобилями. Злоумышленники легально приобретают новый автомобиль престижной
марки в самой распространенной комплектации и самого популярного цвета. Его
на абсолютно законных основаниях ставят на учет, оформляя все необходимые
документы. А затем, пользуясь доступностью региональных баз данных по зарегистрированным
автомобилям, в разных уголках страны подыскивают и угоняют несколько машин
с такой же внешностью. На всех машинах набиваются номера агрегатов "эталона",
а документы и номерные знаки подделываются. Дальше - тот же путь: авторынок,
доверчивый покупатель, генеральная доверенность. В результате по стране целыми
партиями колесят "зеркальные" иномарки.
Но это - еще не все. Весь ужас в том, что милицейские базы, по сути, открыты
для редактирования! Бывают случаи, когда краденые автомобили вдруг исчезают
из списка угнанных машин. Или еще хуже: нечистоплотные сотрудники МВД заносят
в "черный список" совершенно "чистые" машины - и начинают
вымогать деньги у их владельцев...
В Европе и США подобные базы данных допускают лишь "порционную"
выдачу информации по конкретному запросу. При каждом обращении компьютер запоминает,
кто и когда вмешивался в работу системы, поэтому о полном скачивании данных
не может быть и речи. Не говоря уже о бесконтрольном редактировании. Вот и
нам бы такие системы!
Но переоснащение компьютерного парка стоит огромных денег
- это миллионы долларов и тысячи высокооплачиваемых квалифицированных кадров.
А пока их нет, милиция продолжает работать по старинке. Данные об угнанной
машине оказываются в федеральной базе "Угон" через несколько часов,
а то и суток после подачи заявления. До этого момента машина числится лишь
на временном учете службы "02", в которой значатся только марка,
модель, государственный номер и цвет автомобиля. Имея поддельное свидетельство
о регистрации транспортного средства, можно запросто миновать все кордоны
- вероятность того, что инспектор полезет под капот сверять номера, крайне
невелика. Удивительно, но ни в одном нормативном документе не указано время,
в течение которого ГИБДД обязана внести угнанную машину в электронную базу...
И все это - на фоне вечной российской коррупции. Несколько
сотен долларов могут помочь постовому "не заметить" угнанный автомобиль.
А организованные группы и вовсе договариваются с пикетами ДПС заранее, согласовывая
маршрут увода автомобиля в "отстойник". Но и у порядочных милиционеров
мало шансов поймать преступника. Например, нередко инспекторы вынуждены отпустить
"криминальную" машину с измененной маркировкой и поддельными документами.
"До выяснения обстоятельств" задерживаются только документы на машину,
а водитель лишь пишет так называемую "сохранную расписку" (он обязуется
не менять номерные агрегаты, не перекрашивать, не продавать, не передавать
автомобиль по доверенности и т.д.) и обязуется пройти впоследствии криминалистическую
экспертизу. Смешно - ведь мошенник просто набьет другие номера и, подделав
в очередной раз документы и номерные знаки, будет ездить дальше! Задержать
машину на посту инспекторы имеют право только при наличии неопровержимых доказательств
- вроде несоответствия номеров на агрегатах и в документах. А единственная
регулярная процедура проверки"чистоты" машины - это ежегодный государственный
технический осмотр. Но, как известно, талончик ГТО покупается за 50-100 долларов...
Конечно, система поиска машин совершенствуется. Например,
наконец-то начался процесс объединения банков данных электронных баз МВД и
ГТК: это должно позволить пограничникам "отсеивать" криминальные
машины на границе, а милиционерам - оперативнее определять таможенную "чистоту"
подозрительных автомобилей. Но это наверняка поможет и преступникам - архитектура
базы осталась открытой.
Поэтому пока что противостояние МВД и криминальных структур
все больше напоминает соперничество отечественных автомобилей с иномарками.
Одни понемногу совершенствуются, а другие в это время идут вперед семимильными
шагами. Кому выгодна эта ситуация? Судя по нашумевшим арестам в центральном
офисе ГИБДД России - не только ворам и угонщикам...
Анатолий Калицев
Авторевю. #14-2004