Сегодня покупка подержанного автомобиля "с рук"
остается крайне рисковым предприятием. Мало кто из покупателей подержанного
автомобиля задумывается о проверке его прошлого на стадии оформления документов
о покупке. В крайнем случае при этом ограничиваются мнением эксперта из комиссионного
магазина. Однако на стадии его регистрации в органах ГИБДД при проверке подлинности
VIN-кодов может оказаться, что номера двигателя или кузова автомобиля "перебиты",
иными словами покупателю достался автомобиль с криминальным прошлым. И от
подобного сегодня мало кто застрахован. Ни продавец, ни комиссионный магазин,
проводивший сделку, сегодня не несут ответственности за то, чтобы продаваемый
автомобиль был криминально чистым.
ГИБДД имеет полное право не регистрировать автомобили с перебитыми
номерами, если автомобиль, зарегистрированный под старыми номерами, числится
в угоне. Если на него претендует его прошлый владелец или страховая компания,
к которой перешли права собственности после уплаты бывшему владельцу полного
возмещения по угону. В этом случае невезучему покупателю, которому достался
такой автомобиль, остается только требовать от продавца расторжения договора
купли-продажи и возвращения заплаченной за машину суммы. Хорошо бы еще в справке-счете
была указана реальная стоимость приобретенного автомобиля (а не заниженная
в целях ухода от налогов). В этом случае остается надежда взыскать с продавца
ровно ту сумму, что была заплачена за автомобиль при его покупке.
Бывает, что номера перебиты, но автомобиль по разным причинам
в угоне не числится или установить первоначальные VIN-коды благодаря искусности
гаражных умельцев не представляется возможным. Казалось бы, ничто не мешает
"добросовестному" покупателю такого автомобиля вступить в законную
собственность. На практике такое случается редко. ГИБДД, пользуясь данным
ей правом, чаще всего отказывает в регистрации таких автомобилей (мы сегодня
не рассматриваем случаи сговора инспекторов с преступниками, когда таким образом
легализуются украденные ранее машины).
В ряды неудачников частенько попадают и владельцы автомобилей
с подвергшимися коррозии "винами". Добиться регистрации машины со
сгнившими номерами двигателя или кузова можно только через суд. Однако и подобный
исход дела не гарантирован. Эксперты должны убедиться, что коррозия номеров
не была вызвана искусственным путем. А доказать это бывает нелегко, когда
автовладельцы (те из них, что проходят техосмотр по-честному) при прохождении
каждого ТО по требованию инспекторов вынуждены тереть номера "наждачкой".
Против сохранения такого порядка протестовал истец, подававший жалобу и получивший
от ворот поворот в Верховном суде.
У ГИБДД свои резоны сохранять нынешнее положение вещей. Если
практика регистрации автомобилей с перебитыми номерами (даже в отсутствие
претензий собственности на него со стороны третьих лиц) станет повсеместной,
это развяжет руки угонщикам автомобилей и мошенникам, перебивающим номера.
И если отбросить в сторону все пустопорожние разговоры о нарушаемых правах
"добросовестных" покупателей криминальных автомобилей, такая позиция
верна.
Однако что же делать тем, кто оказался крайним в этой криминальной
цепочке? Если не удалось взыскать деньги с продавца законным путем, можно
последовать примеру своих собратьев по несчастью и попросту пустить автомобиль
на запчасти. Можно дожидаться от законодателей инициатив, которые бы навели
порядок с регистрацией подержанных автомобилей.
Мнение эксперта
Виктор Травин, глава Коллегии правовой защиты автовладельцев:
Прежде всего необходимо установить ответственность продавца,
независимых экспертов, проверяющих подлинность "винов" и документов
на машину, и того, кто проводит сделку купли-продажи, за сбыт криминального
автомобиля. Кроме этого, нужно проводить проверку его прошлого не на стадии
регистрации, когда все права собственности на него принадлежат уже новому
владельцу, а на стадии заключения сделки купли-продажи. Что касается автовладельцев,
кому отказали в регистрации из-за того, что "вины" на их автомобиле
сгнили, то им можно только посочувствовать. Не повезло. До тех пор пока автопроизводители
будут маркировать свою продукцию с использованием технологий начала прошлого
века, от подобного не застрахован никто из нас.
13.10.2005 09:24
Михаил ХМЕЛЕВ
Фин.Известия.Ru, 2006