Спустя десять лет на голову автовладельцев низвергся другой
"девятый вал" - автомобилей найденных. Под задним местом у российских
граждан в одной только Москве начали ежедневно обнаруживаться порядка … тридцати,
а ежегодно - почти 10 тысяч угнанных автомобилей. И каждый их владелец - по
законам детективного жанра - становился для начала главным подозреваемым в
преступлении, затем - его свидетелем, потом - потерпевшим, а в итоге, как
правило, безлошадным гражданином, потерявшим и деньги, и автомобиль…
Заложенная в конце прошлого века под водительское сиденье
бомба взорвалась сегодня: у каждого из нас шанс приобрести подержанную криминальную
машину или уже оказаться владельцем таковой стал равен примерно одному из
пяти…
Нет, на вас не наденут наручники и не бросят мордой в грязь
- с некоторых пор, задерживая угнанный автомобиль, сотрудники "органов"
действуют интеллигентно, ибо понимают, что владелец автомобиля и угонщик чаще
всего не одно и то же лицо. А потому ведут его под белы ручки в ОВД, машину
вежливо отбирают, нередко даже составляют протокол задержания, и как та барышня
в телефонной трубке занудливо повторяют: "Ждите…".
Чтобы не ждать всю оставшуюся жизнь а то и вовсе - остаться
без машины, намотайте на ус и смело используйте рецепты, которые не раз помогали
вашим братьям по несчастью обрести свое имущество в кратчайшие сроки.
Итак. Если вопреки федеральным нормам, не предусматривающим
процедуру задержания якобы похищенного автомобиля, у вас его все-таки задержат,
требуйте составления в присутствии понятых Акта технического состояния и Протокола
задержания с фиксацией точных показаний одометра.
Из автомобиля заберите все ценные вещи, инструмент и запчасти,
а заодно и слейте бензин. Помните, что в милиции с бензином тоже плохо. Затем
потребуйте опечатать капот, багажник и салон автомобиля, попросите сотрудника
милиции расписаться на каждой приклеенной к автомобилю "бирке",
и распишитесь сами.
Подайте начальнику ОВД заявление с просьбой о выдаче вам
автомобиля под "сохранную" расписку с обязательством предоставить
автомобиль по первому требованию ОВД.
Если в течение десяти дней со дня изъятия автомобиля уголовное
дело не будет возбуждено, накатайте жалобу прокурору о незаконном удержании
автомобиля.
В случае, если потребуется проведение экспертизы номеров
узлов и агрегатов автомобиля, и ОВД будет вынуждать вас оплачивать ее стоимость,
знайте, что вас нагло вводят в заблуждение: все расходы по хранению и экспертизе
задержанного автомобиля несет не его бедный собственник, а наше богатое государство.
Будьте готовы к тому, что следственные действия могут идти
вяло и непринужденно: следователи будут рисуют мудреные схемы "владелец-посредник-покупатель",
потеть и приговаривать: "Э… да здесь не все так просто…". А тем
временем автомобиль в ожидании опознания подлинным хозяином (который, возможно,
почил в бозе) или в ожидании экспертизы томиться долгими месяцами на платной
стоянке. Причем не на милицейской, а - в нарушение инструкции - на коммерческой,
у фирмы "Рога и копыта".
Претендовать через пять-шесть месяцев на "свой"
автомобиль у вас пропадает всякое желание, ибо за хранение машины "Рога"
требуют энную сумму, превышающую рыночную стоимость задержанного рыдвана.
К тому же уставшие от трамваев опера могут запросто превратить
задержанный у вас автомобиль в свой личный разъездной. И через полгодика в
чужих безразличных руках он станет грудой металлолома…
Родившимся в рубашке может повезти: им вернут автомобиль
насовсем. Но с оговоркой: право собственности надо подтвердить в суде. А суды
по негласному распоряжению своих шефов такие дела к рассмотрению - вопреки
Гражданскому процессуальному Кодексу Российской Федерации - не принимают.
Потому как сами толком не знают, кто ж теперь законный владелец автомобиля
и как его поделить между ними пополам.
Не факт, что даже при самом благоприятном исходе дела данные
об угнанном автомобиле будут удалены из компьютерной базы данных. А это значит,
что первая же на дороге проверка документов сотрудниками ГИБДД ознаменуется
старой частушкой "На сучке мочало - начинай сначала…".
Между тем, мало кому из пострадавших известно, что подобные
- от начала до конца - действия сотрудников милиции практически не регламентированы
законом и потому носят весьма сомнительный характер…
При задержании угнанных автомобилей органы внутренних дел
руководствуются Инструкцией по розыску автомототранспортных средств, утвержденной
приказом МВД РФ № 58 от 17 февраля 1994 года. То есть, исключительно внутриведомственным
документом. По типу - командир приказал. Однако, поскольку на федеральном
уровне ни уголовно-процессуальным, ни гражданским, ни административным законодательством
- действия по задержанию похищенного автотранспорта не предусмотрены, следствие,
как правило, увлекается аранжировкой законов.
Исполняя вариации на тему, следствию чаще всего не удается добыть сведения
о недобросовестности приобретения машины. И это понятно: покупатель совершенно
официально приобрел автомобиль и никогда не признается, что подозревал неладное,
потому как слишком уж мало за машину просили и даже легко уступали в цене.
А коли умысел не доказан, лишение его права собственности на такой автомобиль
возможно только по решению суда или постановлению следователя! Понятно, что
и то, и другое может появиться на свет только после обнаружения угнанной машины.
Но ее, горемычную, отбирают еще задолго до "того"! Следователи закрывают
глаза даже на то, что криминальная машина в соответствии со статьями 209 и
305 ГК РФ не может быть задержана, а лицо, ею владеющее, не должно быть ограничено
в праве ею пользоваться или распоряжаться!
Одним словом, пока по делу не будет вынесено соответствующее
судебное решение о возврате найденной машины ее подлинному хозяину, никто
не наделен правом выкидывать из-за баранки ее фактического владельца.
Ваш автомобиль похитили
Давайте разберемся в терминах: автомобиль угнали - значит,
покатаются и вернут… Похитили - стало быть, с целью завладения, безвозвратно.
Иначе говоря, угнали - на время, а похитили - навсегда…
Так вот, в одной только столице за минувшие пятнадцать лет
в результате хищения своих хозяев тайно покинули более 200 тысяч автомобилей.
И лишь каждый двадцатый волею случая обрел свое имущество. Однако поскольку
счастье воссоединения с ним наваливалось нередко аж после семи лет разлуки,
к большинству хозяев автомобиль вернулся уже в непотребном состоянии.
Хищение автомобилей по-прежнему занимает первые строчки в
статистике преступлений и последние - в статистике раскрываемости. Профессиональные
сыщики признают, что обнаружить весь похищенный автотранспорт практически
невозможно, поскольку существующие способы розыска носят случайный, как игра
в кости, характер.
Если приглянувшаяся "тачка" попала бандитам в лапы,
на ней, прежде всего, перебивают одну-две (больше - рискованно!) цифры в номере
кузова и двигателя, после чего с помощью мошенников из ГИБДД получают под
новый номер новые документы. И первым способом обнаружения похищенного становится
случайный отбор на дороге "подозрительных" (издалека "видно",
что номер изменен…) автомобилей и при свете заходящего солнца разглядывание
инспектором ДПС (отнюдь не экспертом-криминалистом!) маркировки. Такой метод
тыка настолько убог, что, судя по милицейским сводкам, по раскрываемости более
трех процентов не дает. Это и понятно, ведь при уровне технической оснащенности
профессиональных угонщиков и, соответственно, высокохудожественном исполнении
липовой маркировки узреть измененные номера невооруженным глазом едва ли возможно!
Второй способ - с применением криминалистической экспертизы
- более надежен. Его практикуют чаще всего лишь в двух случаях: при совершении
с автомобилем регистрационных действий в МРЭО и при техосмотре. Однако и он
не может быть универсальным: знающий эту кухню владелец похищенной машины
и чувствующий, что владеет явно криминальным автомобилем (слишком уж задешево
его купил), предпочитает не лезть под гильотину - он исправно платит штрафы
за непройденный техосмотр и автомобиль не продает. Таким образом, он почти
гарантированно на всю оставшуюся жизнь избавляет себя от риска не по собственной
воле лишиться ворованной машины.
Небольшой урожай приносит и челобитный метод, при котором
сотрудник милиции идет к вору в авторитете и кланяется, мол, "пошебурши
среди своих, Копченый, - увели тачку у о-очень серьезного джентльмена…".
Столь же беспомощны и остальные применяемые отечественными
холмсами способы розыска. Печальный факт: государство, взявшее на себя обязанность
обеспечивать сохранность имущества своих граждан, оказалось не в состоянии
даже с помощью весьма могущественного инструмента - правоохранительных органов
- возвращать налогоплательщикам украденную у них собственность.
Однако не стоит отчаиваться: шанс на воссоединение с имуществом
остается всегда. А потому, если вы не обнаружили свой автомобиль на привычном
месте, для начала обуздайте свою нервную систему, сообщите о краже автомобиля
по телефону 02, затем немедленно отправляйтесь в ОВД, на территории которого
был совершен угон. Разбудите дежурного и подайте заявление на имя его начальника:
"Прошу возбудить уголовное дело по факту угона на вашей территории принадлежащего
мне автомобиля...". Обязательно попросите у дежурного, принявшего заявление,
корешок талона и узнайте, кому будет поручено заниматься вашим делом.
Проявите актерские способности: с пафосом в голосе намекните,
что вы - племянник вице-премьера, внебрачный сын главы администрации, на худой
конец - помощник Жириновского и потребуйте у дежурного машину с "группой
захвата". Обследуйте ближайшие дворы, гаражи, сараи, свалки и прочие
укромные места: нередко бандиты оставляют ворованные автомобили недалеко от
места угона, чтобы в первые сутки ажиотажа добыча "отстоялась".
Помните, что в течение трех дней должностное лицо, которому
поручено заниматься вашим делом, должно в соответствии со статьей 145 УПК
РФ принять одно из двух решений: "Возбудить уголовное дело по факту угона"
или "Отказать...".
Если постановление не будет вынесено по причине вам мало
понятной (у секретарши кончилась бумага), сделайте убойное заявление: "Вы
скрываете преступное деяние от учета, следовательно, злоупотребляете властью.
Об этом я заявлю в прокуратуру". Практика показывает, что перспектива
иметь дело с прокуратурой прибавляет милицейскому начальству порцию энтузиазма.
Потребуйте у следователя составления так называемого "плана
расследования", в котором первой строкой должна проходить "отработка
жилого сектора", то есть выявление очевидцев и свидетелей преступления.
Такое следственное мероприятие он обязан провести как можно быстрее, поскольку
свидетели, как правило, быстро забывают подробности преступления и внешность
угонщиков. Добейтесь у следователя и привлечения к "отработке жилого
сектора" участкового, и в буквальном смысле слова ходите с ним "под
ручку", ибо хитроумные "опера" зачастую даже не пытаются обходить
квартиры, а составляют задним числом рапорт о том, что "жилой сектор
отработан, свидетели преступления не выявлены".
Обследуйте и самостоятельно ближайшие дворы и закоулки, стройки
и прочие удобные для отстоя места. Узнав в чьем-то запыленном автомобиле что-то
свое, до боли родное, не торопитесь бросаться под колеса или автоматной очередью
косить с ног ни о чем не подозревающего автовладельца - он скорее всего к
хищению вашей машины не причастен.
Для начала обратитесь с заявлением к начальнику следственного
отдела при ОВД, которое возбуждало (и скорее всего уже приостановило) уголовное
дело по факту кражи. На основании статей 42 и 211 УПК РФ потребуйте возобновить
приостановленное предварительное следствие по уголовному делу в связи с необходимостью
производства следственных действий (которые, кстати, могут быть проведены
без участия обвиняемого). Потребуйте также изъять принадлежащий вам автомобиль
и на все время разбирательства обеспечить его сохранность силами ОВД. Если
вы сумеете предоставить следствию особые приметы - доказательства того, что
это действительно ваш автомобиль (царапина на багажнике, сигаретой прожжен
потолок, в дверях остались дырки от пуль), попросите выдать вам автомобиль
под сохранную расписку.
Не сумев обнаружить похищенное по свежим следам, не тратьте попусту силы на
поиски, а садитесь на шею следователю. И подгоняйте его до тех пор, пока не
получите от ОВД после окончания предварительного следствия клочок бумажки
с текстом типа "Дело приостановлено в связи с невозможностью установить
преступника". Помните, что это - еще не конец. Ибо вас попросту послали.
При ярко выраженном нежелании следователя засучить рукава
подайте заявление в прокуратуру. Просите у прокурора возбудить в отношении
бездельника уголовное дело по статье 293 УК РФ по факту халатного отношения
к исполнению своих прямых обязанностей. Поведайте прокурору о том, что следователь
даже и близко не подходил к жильцам того дома, от которого ваш автомобиль
угнали, и не опрашивал возможных свидетелей. И вообще - "мышей не ловит".
Укажите, что в связи с бездействием следователя вы лишены возможности получить
свой многострадальный автомобиль, а то и вовсе рискуете остаться без него.
Помните, что вероятность обнаружения вашего автомобиля наиболее
высока лишь в первые три дня. То есть в то время, которое уходит у следователя,
чтобы "раскачаться"…
Впрочем, шанс обнаружить свой автомобиль у вас снова станет
чрезвычайно велик примерно … через месяц.
История с Иваном Александровичем П. - тому подтверждение.
Даешь "конфликт трех баз"!
- Частный детектив обладает информацией о похищенном у вас
автомобиле "ВАЗ-2111". Телефон в Тольятти… - за ужином жена протянула
Ивану Александровичу телеграмму. - Вот, сегодня почтальон принес… Ты думаешь,
этому можно верить?
Кусок сосиски едва не застрял у Ивана Александровича в горле.
Откашлявшись, он бросился к телефону…
- Нет, это не шутка, - недовольно пробурчала трубка. - Я
действительно нашел недавно похищенный у вас автомобиль!... Так вот, он сейчас
находится в Омске. За небольшой гонорар я готов назвать вам адрес того, кто
теперь сидит за рулем ваших "Жигулей".
Через неделю Иван Александрович держал в руках заветный клочок
бумажки: "Лазебин В.В., город Омск, улица…".
…В ночь на 8 сентября гараж Ивана Александровича вскрывали
так тихо, что во всей дачной округе не залаяла ни одна собака. Даже соседи
по даче, увидев наутро распахнутые настежь ворота, спиленный пудовый замок
и вырванную сирену от сигнализации, отказались верить своим глазам.
Следователь Раменского УВД Безруков, опросив Ивана Александровича
и соседей, сняв "пальчики" с распиленного замка, безнадежно покачал
головой: "профессионалы!". И велел ждать.
Все еще на что-то надеясь, Иван Александрович третьего дня
начал доставать на дороге раменских гаишников: загляните, мол, в свой "бортовой"
журнал - марку машины часом не напутали? Но всякий раз гаишники сочувственно
разводили руками: "Да у нас в сводке вообще нет такой, папаша…".
Ивана Александровича за излишнюю ретивость следователь пожурил: "Зря
вы суетитесь… Раньше чем через неделю мы машину в розыск не объявляем...".
И свою новенькую одиннадцатую модель цвета "папирус"
он, тяжко вздохнув, похоронил во второй раз…
Удача улыбнулась лишь полтора года спустя, когда от частного
детектива пришло нежданное известие. Иван Александрович немедля ринулся к
раменскому следаку:
- Вот видите, один частный детектив может сделать больше,
чем весь ваш следственный отдел!
Обиженный следователь пообещал "разобраться". И
даже не обманул - через месяц позвонил:
- Похищенный у вас автомобиль действительно регистрировался
в Омске, похоже, на подставное лицо. Но не знаю, есть ли повод радоваться…
Ваша машина, Иван Александрович, с учета в Омске уже снята. Ее "отмыли"
и отпустили с транзитными номерами в неизвестном направлении.
Почти полгода потребовалось Ивану Александровичу, чтобы самому
установить: государством, расположенном в неизвестном для следствия направлении,
оказался дружественный Казахстан. В бывшую союзную республику на постоянное
жительство, как выяснилось, вместе с его "Жигулями" уехали еще более
трехсот автомобилей, украденных из московского региона и легализованных в
Омске.
- Нет уж, увольте! - вспылил следователь. - У нас нет денег
на поездку в соседнюю деревню, а вы хотите загнать нас черте куда…
В тот день Иван Александрович понял, что свой автомобиль
он потерял уже в третий раз.
Увидеть свое движимое имущество Ивану Александровичу так
и не довелось: это была эпоха расцвета криминального беспредела, в котором
несколько омских преступных группировок с помощью сотрудников местной ГИБДД
занимались легализацией похищенных автомобилей. Бандитско-милицейский альянс
был столь прочен, а механизм легализации машин столь надежен, что Омск стал
едва ли не столицей автомобильно-воровской малины. За несколько месяцев только
2000 года здесь были обнаружены и - слава богу! - вовремя изъяты около сотни
автомобилей, похищенных в Москве. Сотни же остальных, проплывших мимо "органов",
подались в теплые края. Обратный путь в Москву для большинства из них оказался
уже непреодолимым…
А вот теперь пора высоко вскинуть брови: на поиски автомобиля Ивана Александровича
у частного детектива ушло не более… пяти минут. При розыске похищенных "Жигулей"
ему даже не пришлось выходить из собственной квартиры!
Прежде чем раскрыть секреты розыскного мастерства, вспомним:
на протяжении всей своей жизни любой автомобиль хранит на своем "теле"
заложенные при рождении отпечатки создателя, именуемые идентификационным номером
(VIN) и кодами. По ним среди множества прочих параметров легко узнать и страну-изготовителя,
и завод, и дату выпуска, и литраж двигателя, и код использованной краски,
и даже - рекомендуемое давление в шинах. Благодаря тому, что завод-изготовитель
раз и навсегда тесно связывает эти параметры друг с другом, про любой автомобиль,
глядя лишь в его документы, можно сказать: если у него в идентификационном
номере первая цифра - "1" или "4", автомобиль не может
быть "Запорожцем", ибо такие цифры в начале VIN означают, что он
был выпущен в США.
Это - как имярек: Петр Иванович не может быть родным сыном Абрама Самуиловича
(если кто-либо из них, конечно же, не перебивал… то есть не менял имя и фамилию),
а брат-близнец не может быть старше на пару лет своей родимой половины…
Изменение любой - даже одной цифры - делает автомобиль де-юре "не существующим
в природе", ибо именно с таким соотношением маркировочных обозначений
автомобиль заводом-изготовителем не производился! Кстати, комбинации цифр
обеспечивают уникальность каждого автомобиля аж 30 лет!
На этом как раз и построен до гениальности простой метод
розыска автомобилей "на дому". Если загрузить в компьютер три базы
данных - выпущенных, похищенных и зарегистрированных в определенный промежуток
времени машин, нехитрая программа, проследив движение автомобиля по цепочке
"выпуск-угон-регистрация", безошибочно покажет, что "Жигули"
с таким-то номером двигателя и кузова, ныне зарегистрированные в Челябинске,
АвтоВАЗом отродясь не выпускались. А, наложив "несуществующий в природе"
автомобиль на базу угнанных, программа выдаст подпадающую под "приметы"
и параметры ранее угнанную машину. Получив единственно верный результат, программа
сама (заменяя нерасторопных розыскников) может направить челябинским операм
депешу: "задержать и проверить…".
Можно без преувеличения сказать, что метод конфликта трех баз данных способен
обеспечить обнаружение не менее 90 процентов похищенных и не разобранных на
запчасти автомобилей. И не через пять лет, а практически сразу же после их
легализации по поддельным документам! То есть тогда, когда машина еще не утратила
свой товарный вид. Таким образом, можно охватить весь спектр похищенных машин
- и отечественных, и иномарок, ведь мировые автопроизводители вряд ли откажут
нам в регулярном предоставлении по линии Интерпола баз данных выпущенных автомобилей.
А уж о похищенных мы узнаем и сами!
…Преимущества такого, проверенного частной практикой метода
розыска для государства очевидны: он позволит планово и в массовом порядке
обнаруживать украденные автомобили по свежим следам, лишит воров радужных
перспектив и ударит по рукам их сподручных из ГИБДД. Заодно и позволит сократить
в МВД число бездельников, протирающих штаны на розыске "бесследно"
пропавшей собственности.
Впрочем, совершенно неважно, по какой методике будет обнаружено ваше имущество.
Важно другое - кто и как вернет автомобиль его законному собственнику. То
есть - вам. Кто должен перегонять машину в Москву из Казахстана, если она
обнаружена именно там? И кто оплачивает "турпоездку"? Ведь законодательно,
увы, не определено, на чьих плечах лежит сия процедура.
И беда здесь вот, в чем: налоговая полиция рапортует о миллионах
долларов, добытых ею для казны. Таможня докладывает стране, что у самых границ
задержала национальное достояние, готовое было перешагнуть рубеж. В их отчетность
попадают цифры только о том, чего и сколько возвращено не гражданину, а государству.
И вряд ли та же таможня, полиция или милиция до обморока
будут радоваться, если вернут Кларе похищенные у нее кораллы. Неизбывная радость
случится у них лишь по поводу того, что Карл, укравший кораллы, будет брошен
на нары.
Тем же дышит и МВД: в отчеты о проделанной работе милиция
включает все, даже самые немыслимые сведения - о задержанных автомобилях и
угонщиках, их возрасте и семейном положении, и даже - о наличии наглядной
агитации в ОВД. Но ни в одной милицейской сводке нет данных о том, сколько
автомобилей из числа найденных возвращено их законным собственникам! Не предусмотрено!
А коли нет отчетности - нет смысла морщить ум…
Воистину частная собственность отделена от государственной.
И так будет до тех пор, пока работа следствия оценивается
не по количеству "выловленной рыбы", а по числу "заброшенных
сетей"…
Но не будем о грустном.
Будьте готовы к тому, что ваш автомобиль все-таки может вернуться
к вам, но уже в потрепанном состоянии. В этом случае проведите в экспертной
компании оценку причиненных ему повреждений и срочно подайте следователю заявление
с требованием признать вас в соответствии со статьей 42 УПК РФ потерпевшим,
а в соответствии со статьей 44 УПК РФ - гражданским истцом. И на этом основании
взыскивайте с обидчика, едва не угробившего ваш автомобиль, через суд сумму
причиненного вам ущерба.
Добивайтесь возмещения и морального вреда, а также вреда,
причиненного здоровью, мотивируя требования тем, что вы чуть не получили инфаркт,
когда лишились единственного источника заработка - автомобиля.
В подтверждение причиненного здоровью вреда предъявите в
суде чеки или квитанции об оплате диагностики, лекарств, медицинских процедур
и последующей реабилитации в санатории города Баден-Баден…
Кстати сказать…
В мае 2002 года Коллегия Правовой защиты автовладельцев от
имени сотен тысяч пострадавших обратилась к МВД с предложением о немедленном
создании информационно-аналитического центра, способного использовать методику
анализа "трех баз" в целях возвращения собственникам похищенных
автомобилей и предотвращения новых краж. А в сентябре 2002 года получила письмо,
подписанное заместителем начальника Главного управления уголовного розыска
Королевым и заместителем начальника Главного управления ГИБДД Кирьяновым.
В нем высокопоставленные чиновники сообщили, что предложенную методику им
пришлось принять на вооружение! И контроль над ее внедрением взял лично министр
внутренних дел Борис Грызлов: 20 июня на оперативном совещании при министре
внутренних дел рассматривался вопрос "О коренном изменении подходов в
работе подразделений ГИБДД", на котором глава милицейского ведомства
утвердил план мероприятий по борьбе с посягательствами на транспортные средства.
В кулуарах МВД рассказывают, что министр был немало удивлен,
когда узнал, что существует, но не используется чрезвычайно простой и надежный
способ поиска угнанных автомобилей, и даже задался риторическим вопросом "А
где же методика была раньше?". Злые языки утверждают, что подчиненные
генералы толком не смогли на него ответить…
А уже 15 августа 2002 года на совещании при первом заместителе
министра внутренних дел Нургалиеве были приняты сразу три кардинальных решения:
для розыска похищенных автомобилей создать и применять базы данных на основе
методики "конфликта трех баз"; сформировать рабочую группу для создания
автоматизированных информационно-поисковых систем; в 2003 году ввести в подразделения
ГИБДД дополнительный штат сотрудников для проведения аналитической работы
по выявлению похищенных автомобилей.
Источник: Право руля!