Возвратный бизнес
Ежемесячно, по данным Интерпола, в Москву попадают 50-80 иномарок, угнанных за
пределами России, а всего в Москве находится порядка 6-7 тыс. таких
автомобилей. Как ищут в России машины, которые находятся в соответствующей базе
данных Интерпола, спецкорреспонденту «Денег» Алексею Ходорычу рассказал
вице-президент международной юридической ассоциации «Гранд» Михаил Григорьев.
— Откуда чаще всего угоняют автомобили? И как
угнанные автомобили попадают в Россию?
— Больше всего угоняют из Германии, там больше дорогих машин, чем в любой
другой европейской стране,— я говорю о Mercedes и BMW. В Россию они потом попадают двумя путями.
Через Польшу и Белоруссию, а также через Финляндию в Петербург, на пароме. Но
через Финляндию, насколько мне известно, идет все меньше и меньше, они порядки
ужесточили. В основном — через Белоруссию. На номера делают так называемые
накладки и подделывают документы. Из Белоруссии в Россию
эти автомобили попадают нерастаможенными, общая сумма накладных расходов на
взятки — $1-3 тыс.
— Кто является заказчиком ваших услуг? Владельцы угнанных автомобилей?
— Нет, мы обслуживаем целый ряд западных страховых компаний, таких, как Allianz, HDI, AXA, PZU, Warta, «Чешска Поиштевня». Они платят владельцам
угнанных машин страховку, а сами пытаются эти автомобили найти — во-первых,
чтобы снизить собственные издержки, во-вторых, чтобы разобраться, не имел ли
места факт страхового мошенничества. Мы им в этом и помогаем.
— Но как вы их ищите? Ведь угнанную
машину найти очень сложно.
— Да, если она была угнана в России. Автомобили же, угнанные на Западе, как
правило, попадают в Россию с неперебитыми идентификационными номерами — VIN. База данных Интерпола есть в ГИБДД, угнанные автомобили они выявляют
постоянно. Но дело в том, что если по тому или иному автомобилю нет запроса на
возврат, то он остается у его российского собственника. Мы как представители
интересов страховых компаний, которым после выплаты страховки переходят права
на угнанные автомобили, пытаемся через суд провести их возврат. То есть к нам
стекается информация о зафиксированных случаях владения автотранспортными
средствами в России, которые числятся как угнанные, и мы инициируем процедуру
их возврата.
— А если речь идет о добросовестном
владении? Ведь такое автотранспортное средство может быть даже официально
зарегистрировано.
—Тут
ситуация несколько изменилась. Раньше действовал приказ
№ 470, согласно которому такие автотранспортные средства действительно могли
регистрироваться — без права перепродажи. То есть, пользоваться можно, а
продавать нельзя. Но при этом, если обнаруживался владелец такого автомобиля,
то его приходилось возвращать — через суд, разумеется. Однако приказ N 470 был отменен в начале 2002 года. Сейчас действует приказ № 221,
регламентирующий работу НЦБ Интерпола России, он появился еще в феврале
2001-го. Согласно этому приказу, по прошествии 6-12 месяцев с момента
обнаружения автомашины, в случае если иностранный собственник не предпринял
действий по возврату автомобиля (суд и, как следствие, наложение ареста),
автотранспортное средство снимается с розыска Интерпола по РФ и может регистрироваться,
отчуждаться и перепродаваться. Впрочем, автомобиль, фактически находящийся в
угоне, может быть зарегистрирован и быстрее — если речь идет не о собственно
угнанных авто, а о случаях страхового мошенничества: владелец продает
автомобиль, а потом заявляет об угоне, но не сразу, а через два-три месяца — за
это время автомобиль успевают зарегистрировать в России. Другая ситуация
связана с ингушской схемой, постановкой на баланс 8-го Главного управления по
охране режимных объектов МВД России и прочими схемами, используемыми для
«легализации» автомобилей, украденных в России (см. текст.— «Деньги»).
Единственное отличие: VIN, как правило, не
перебивается. Замечу, что при любом раскладе автомобиль по решению суда может
быть изъят в случае запроса — неважно, через сколько месяцев или лет этот
запрос будет инициирован. Именно инициацией таких запросов и ведением дел в
судах мы и занимаемся.
— Почему же VIN не перебивается? Ведь даже если используется ингушская схема, при
получении нового ПТС взамен «утерянного» VIN сверяется с базой данных Интерпола, и таким образом угнанный автомобиль
выявляется.
— Махинации с VIN практикуются и здесь. Добывается VIN, номер двигателя авто, только что вышедшего с завода и ушедшего, например,
в Америку, наносят эти данные на ворованную машину, таможат ее «в лоб» и
продают. Но с VIN все же предпочитают не связываться. Но,
допустим, выявили такой автомобиль, ну и что? Очень часто инициатора розыска —
Интерпол — даже не уведомляют об этом, хотя найденная машина в компьютере
числится как задержанная. Кроме того, такие автомобили часто ставятся на баланс
подставных компаний, открытых специально для этих целей. Даже если Интерпол
получает информацию о выявлении,найти фактического владельца, чтобы изъять
автомобиль через суд порой крайне сложно. И наконец, в подавляющем большинстве
случаев западные страховые компании, которые после выплаты страховки становятся
владельцами этих машин, просто не имеют в России партнеров, которые могли бы
представлять их интересы в суде. А нет за проса — нет проблемы, убытки просто
списываются, как ущерб от страхового случая.
— Почему нет партнеров?
— Опасаются работать с Россией. Было много случаев, когда компании,
становившиеся их агентами, действовали недобросовестно. То
есть за взятку не сообщали о найденном ими автомобиле. На этом и строился их
бизнес.
— А сколько автомобилей выявляет в
месяц ваша компания?
—Примерно
10-15.
— Вы находите автомобиль — дальше что?
—Дальше мы через суд пытаемся его изъять. А вот это иногда настоящая проблема.
В отличие от угнанных в России автомобили, находящиеся в розыске Интерпола, не
брезгуют покупать депутаты Госдумы, известные предприниматели и прочая
влиятельная публика, любящая дорогие иномарки. Депутат или тот же начальник
управления МВД России может всячески препятствовать судебному процессу,
пользуясь широкими правами и административным ресурсом. Звонки с угрозами,
запросы по делу — далеко не весь перечень того, чем они могут воспользоваться. Выявленный
у влиятельных лиц автомобиль порой просто невозможно арестовать — особенно,
если за ним следует джип с синими номерами управления вневедомственной охраны.
— Вы всегда действуете через суд?
— Иногда с ведома страховых компаний, с которыми мы работаем, идем на мировое
соглашение. Как правило, речь идет о 30% стоимости автомобиля.
— А почему страховым компаниям это
интересно?
—Потому
что, во-первых, экономится время —решение суда тоже не сразу выносится. Во-вторых, , перегнать машину обратно и продать ее там — на это тоже обычно
уходит много сил и времени.
Источник: "Коммерсант-Деньги", "Человек и угон"
Источник
[compromat.ru]
|