Пока стороны выясняют отношения в
суде, рынок готовится к худшему: под Новый год на границах появятся
огромные пробки из грузовиков, стоимость доставки вырастет, а заплатить
за все придется рядовому потребителю
Система TIR (Transports
International Routiers, или в русском варианте МДП) работает на основе
Таможенной конвенции ООН о международной перевозке грузов 1975 года.
Книжки МДП гарантируют уплату таможенных платежей и позволяют перевозить
грузы в опечатанных контейнерах, избегая проверок на границе. В случае
если груз после пересечения границы исчез и не доехал до таможенного
поста внутри страны, пошлина уплачивается из общего фонда. Книжки МПД по
$100 (для одной партии товара) перевозчикам продает АСМАП —
представитель Международного союза автомобильного транспорта в РФ — на
основании соглашения с ФТС. Срок соглашения, заключенного в 2004 году и
пролонгируемого ежегодно, истекает 1 декабря 2013 года.
Летом
нынешнего года между ФТС и АСМАП разгорелся конфликт, о котором мы
неоднократно писали, поэтому пересказывать его подробно мы не будем.
Вкратце напомним, что в июле ФТС выпустила письмо, в котором известила,
что с 14 августа станет принимать МДП только при условии дополнительных
национальных гарантий. Причиной такого решения послужила якобы имеющаяся
у АСМАП задолженность по выплате пошлин в размере 20 млрд рублей. ФТС
предложила новую схему обеспечения платежей, в которой национальные
поручительства будут выдаваться рядом структур, в частности ФГУП
"Ростэк". В АСМАП наличие долгов отрицают и указывают на то, что
фактически речь идет об отказе применения МДП и, как следствие, о
нарушении конвенции. Что в результате приведет к коллапсу на пограничных
пунктах из-за увеличения сроков прохождения границы и повысит стоимость
перевозки. В ФТС, комментируя свои действия, упирают на то, что
государству требуется более надежный и прозрачный гарант уплаты пошлин,
чем АСМАП, недовольством которым и мотивируются принятые решения. В
АСМАП, в свою очередь, считают, что ФТС действует в интересах "Ростэка".
ФТС
по итогам жарких дискуссий сначала перенесла дату начала работы по
новой схеме на 14 сентября, а затем фактически отодвинула ее до декабря.
В настоящее время стороны выясняют отношения в суде, но главный вопрос
уже не в том, кто его выиграет (пока суд встает на сторону
перевозчиков), а в том, что же делать после разрыва отношений между ФТС и
АСМАП. Таможенники официально уведомили АСМАП, что продлевать
соглашение с этой организацией после 1 декабря не собираются; таким
образом, вместо ассоциации должен появиться новый гарант уплаты платежей
в рамках схем, которые предусмотрены конвенцией от 1975 года. Дело
осложняется тем, что декабрь — самый оживленный для международных
автоперевозок месяц. На границах, в первую очередь с Финляндией и
странами Балтии, и без проблем с МДП вырастают очереди, а в случае если
существующий механизм гарантий не будет в очередной раз продлен и новый
не будет отработан, то просто наступит паралич, уверены представители
автоперевозчиков и логистических компаний.
Желание России в
одностороннем порядке выйти из международной конвенции TIR выглядит
очень странно, считают эксперты "ТБН Логистик", поскольку, как
выяснилось, денежных оснований для этого у нас нет. По мнению
сотрудников компании, от выхода из конвенции выиграют околотаможенные
структуры, а так же появятся трудности у европейских перевозчикам. В
"ТБН Логистик", что возможность таким образом власти надеются увеличить
грузообороты морских портов, однако, надеются, что РФ не решатся сломать
годами выстроенный порядок в сфере международных грузоперевозок.
Мы
опросили нескольких участников рынка, чтобы узнать, что они планируют
делать, если конфликт к наступлению зимы не будет исчерпан, и выяснил,
что адекватных ситуации решений у логистов пока нет. Это значит, что
грузовладельцам, розничным сетям, складам и остальным участникам
процесса надо готовиться к худшему. Катаржина Кржиновек, менеджер
международных перевозок FM Logistic, надеется на то, что механизм МДП
останется, пусть и с небольшими изменениями, но и не исключает того, что
ФТС откажется от этой схемы гарантий. "Если до декабря так ничего и не
прояснится, то на границе возможен коллапс. Существующая система будет
разрушена, а новую схему работы никто не знает. Вполне ожидаемо, что
машины встанут на границе и потеряют время, так как коммерческие
контракты будут пересматриваться",— говорит она.
Игорь Теренин,
заместитель генерального директора по логистике компании МОЛКОМ, также
обращая внимание на отсутствие со стороны ФТС проработанных механизмов
выдачи и контроля гарантий, говорит, что частный бизнес серьезно
пострадает. Перевозчики столкнутся с замедлением прохождения машин через
границу, импортеры — с ростом расходов на логистику, а конечный
потребитель — с увеличением цен.
"Для развития бизнеса необходимо,
прежде всего, свободное и быстрое перемещение товара. Увеличение сроков
и стоимости перевозок в первую очередь отразится на покупателях. По
подсчетам АСМАП речь идет о порядке 12 млрд. рублей в течение ближайшего
года. Есть вероятность, что следствием этого решения станет повышение
потребления товаров российского производства и сокращение общего
товарооборота с зарубежными странами". - Отмечает Максим Агаджанов
Максим, генеральный директор "Газпромбанк Лизинг".
По мнению
Леонида Шляпникова, генерального директора "Совтрансавтоэкспедиции",
позиции российских перевозчиков, которые и так проигрывают конкуренцию
коллегам из Восточной Европы, еще больше ухудшатся, ведь теперь другие
страны в отношении наших компаний также смогут выдвигать дополнительные
требования наподобие тех, которые предлагает ФТС. Но и без этого
ситуация крайне непростая: на границах с Украиной и Литвой в нынешнем
году из-за ужесточения контроля со стороны российских таможенников
грузовики стояли в очередях несколько суток.
И хорошо, если убытки
ограничатся только сверхурочными водителей и дополнительными тратами на
бензин, а не обернутся торможением всей национальной товаропроводящей
сети.
КоммерсантЪ