Соответственно, и цены увеличились по-разному. Так, Hyundai Solaris увеличился в стоимости на 7,5%, Ford Focus и Skoda Octavia подорожали примерно на 10%, Volkswagen Polo sedan - на 11%, Daewoo Matiz - на 38%, а Chevrolet Cruze - аж на 67%.
Надо сказать, что повышение цен зависит не только от степени локализации производства, но и от коммерческой стратегии производителя. Кто-то предпочитает поднимать цены сразу, кто-то имеет возможность какое-то время сдерживать рост, торгуя на грани рентабельности. НАДО СКАЗАТЬ, ЧТО ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ СТЕПЕНИ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА, НО И ОТ КОММЕРЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ Даже с учетом локализации 7-10% роста - это слишком мало. В пути и на таможне - сотни партий импортных автомобилей и запчастей, и когда они придут по новой стоимости в феврале и марте, то цены вырастут еще, что неудивительно, так как курс евро за год поднялся на 70%, а доллар - вдвое.
На этом фоне лучше всех чувствуют себя российские производители - АвтоВАЗ и УАЗ. У них тоже есть импортная электроника и некоторое детали, но моторы, коробки передач (кроме японских «автоматов» Lada) и прочие основные агрегаты делаются здесь, из российского сырья и силами российских рабочих, получающих зарплаты в рублях.
Поэтому-то цены на отечественные машины изменились незначительно: Lada подорожала на 6-13%, а УАЗы - на 5-7%. На обоих заводах, в Тольятти и Ульяновске, выросло производство, что прогнозирует весьма радужные планы на 2015 год. УАЗ планирует выйти в ТОП-10 самых популярных брендов в России, тогда как по итогам 2014 года он занимает лишь 15-ю строчку.
Нетрудно сделать и еще один вывод: отныне отечественные производители могут рассчитывать на хорошие результаты и на внешних рынках. Грех не воспользоваться возможностью продавать машины за евро, когда производишь их, главным образом, за рубли. Но пока что европейские подразделения АвтоВАЗа демонстрируют весьма странный подход.
Во-первых, импортеры Lada в ЕС по непонятной причине игнорируют европейские технические нормы. С 1 ноября 2014 года наши машины поставить легально на учет в Евросоюзе стало невозможно, потому как они не имеют, даже в качестве опции, датчиков давления шин, а кондиционеры не соответствуют техрегламенту. Можно было бы списать все это на какие-нибудь очередные санкции, но ведь о нормах было известно с 2012 года, когда их приняли и назначили дату вступления в силу. НЕТРУДНО СДЕЛАТЬ И ЕЩЕ ОДИН ВЫВОД: ОТНЫНЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ НА ХОРОШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ. ГРЕХ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПРОДАВАТЬ МАШИНЫ ЗА ЕВРО, КОГДА ПРОИЗВОДИШЬ ИХ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, ЗА РУБЛИ
Во-вторых, ценового демпинга не видно. Новая Lada Granta в Германии стоит 8 990 евро, Lada Kalina - 9 490 евро, а Lada Taiga 4x4 (она же «Нива») - 11 490 евро. В рублях это 646 000, 682 000 и 826 000 соответственно. Вдумайтесь: «Нива» за 800 с лишним тысяч рублей! Мягко говоря, странная покупка.
Так может быть, в Германии все машины так дорого стоят? Это же Германия - богатая страна! Но нет. Стартовая цена хэтчбека Dacia Sandero - 6 890 евро, универсала Dacia Logan MCV - 7 990 евро, а кроссовера Dacia Duster - 10 690 евро. Конечно, наша «Нива» выигрывает у Duster’а на серьезном бездоржье, так что рыбакам и охотникам есть над чем подумать. Собственно, именно Lada Taiga является лидером европейских продаж. Всего же, по данным агентства «Автостат», в ЕС за 2014 год продано чуть более 5 500 «Лад», а в Германии - чуть более 1000.
Словом, пока что АвтоВАЗ не торопится реализовывать свое ценовое преимущество в Евросоюзе, оставляя наценку неприлично большой и игнорируя технические требования. А жаль, ведь в 2015 году мы должны увидеть очень любопытные новинки: принципиально новую Lada Vesta и Lada X-RAY, причем последняя является объективно более симпатичной версией все того же Duster’а. Обе премьеры, «нарисованные» дизайнером с мировым именем, Стивом Маттином, имеют неплохие шансы на успех в Европе. Если только, конечно, не сыграет свою роль пресловутый «русский менеджмент».
Составлено по материалам российской прессы. начала 2015 г.