«ФАКТЫ» поговорили с одним из таких рискованных людей, в числе первых обновившим свой автопарк за счет ввезенной из-за рубежа подержанной иномарки, — адвокатом Сергеем Барбашиным. Он любезно поделился опытом, дав много полезных советов, которые помогут другим желающим не попасть впросак.
— Сергей, для начала ответьте на главный вопрос, который волнует многих отечественных автомобилистов: имеет ли смысл воспользоваться данным законодательным новшеством? Вы ощутили экономию благодаря действию сниженного акциза?
— Подходить к этому вопросу нужно очень взвешенно — начиная с выбора автомобиля за рубежом и заканчивая его растаможкой. Необходимо все очень тщательно рассчитать и распланировать, так как в противном случае игра не стоит свеч. Вы потратите время и силы, а в итоге привезенный вами автомобиль обойдется ненамного дешевле, чем подобные машины, которые предлагаются на украинском рынке. Лично мне удалось сэкономить на ввозе автомобиля по сниженному акцизу около четырех тысяч долларов.
— Вполне приличная цифра! Подскажите, как правильно приступить к процессу?
— Cначала определите одну или несколько моделей автомобилей, которые вам нравятся, и выясните их среднюю стоимость в Украине с помощью специализированных автосайтов.
Далее начинайте поиск интересующих вас машин за рубежом. Для выбора годятся сайты-агрегаторы, наподобие www.mobile.de, на которых, в числе прочего, размещаются объявления о продаже транспортных средств, или, например, https://autopapa.ge/ru (сайт в Грузии, где я нашел свой VW Passat). При этом нужно обязательно учитывать важные критерии подбора автомобиля, подходящего для акцизной льготы при растаможке:
а) автомобиль выпущен или ввозится не из страны-агрессора или с оккупированных территорий (не из России или Крыма);
б) машина произведена не ранее 1 января 2010 года — то есть ее двигатель соответствует экостандарту не ниже ЕВРО-5. Лучше заранее связаться с украинскими официальными дилерами и по VIN-коду получить данные о машине. По нему будет понятно, в том числе, какому экостандарту соответствует авто. Дело в том, что, например, в некоторых азиатских странах даже после 2010 года производили Hyundai и Kia стандарта ЕВРО-3. Здесь важно не ошибиться. Ведь если нормы «выхлопа» не будут соответствовать — вы пригоните машину, растаможите ее, однако поставить на учет в МВД Украины не сможете, так как вам не выдадут сертификат «Укрстандартметрологии».
— Какой следующий шаг необходимо предпринять тому, кто отважился на зарубежную поездку за автомобилем?
— Подыскав понравившийся автомобиль за рубежом, я советую обязательно провести предварительный расчет стоимости его растаможки. Для этого в Интернете есть много так называемых калькуляторов растаможки. В них нужно ввести: стоимость машины за рубежом, объем и тип двигателя (бензиновый или дизельный) и возраст транспортного средства. Калькулятор выдаст вам ориентировочную сумму, которую придется заплатить за таможенное оформление авто.
К этой цифре необходимо добавить расходы на поездку: оформление визы, билеты на автобус или поезд, который доставит вас к месту продажи облюбованного автомобиля, а также расходы на бензин при возвращении в Украину.
Сложив цену машины со стоимостью растаможки и транспортными расходами, вы получите приблизительную цифру затрат. После этого обязательно сравните ее со стоимостью аналогичных моделей в Украине. Если налицо ощутимая разница — покупка имеет смысл, если нет — ищите более выгодный вариант.
Кстати, будьте готовы к тому, что украинская таможня оценит привезенный вами автомобиль дороже, чем вы его купили за рубежом. Разница может составить от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Ввиду чего вы ощутимо переплатите растаможку и не получите желаемой экономии на сниженном акцизе.
— Из-за чего украинская таможня может оценить привезенный автомобиль дороже его реальной стоимости? Разве не принимается во внимание цена, указанная в инвойсе (купчая. — Ред.)?
— На таможне есть свои внутренние каталоги, в которых указана минимальная и максимальная стоимость подобных автомобилей за рубежом, на основании которых и определяется их цена. При этом данные, указанные в инвойсе, за основу расчета не берутся. В моем случае так и произошло, тогда как у моего товарища стоимость в инвойсе и в таможенных расчетах совпала. Хотя я слышал немало случаев, когда таможня существенно завышала цену. Поэтому, чтобы не иметь проблем и не переплачивать тысячи долларов за растаможку, советую заранее обзавестись поддержкой таможенного брокера. Информацию о них запросто можно найти в Интернете. Услуги брокера составляют от 250 долларов (по месту жительства) до 500 долларов (на границе в месте въезда в Украину). В эти суммы входит согласование адекватной оценки автомобиля таможней, с которой исчисляются таможенные платежи, так как только у брокеров есть «удивительная духовная связь» с сотрудниками Государственной таможенной службы. Я не советовал бы растаможивать машину самостоятельно — получится дольше и намного дороже.
— Где растаможивается автомобиль — на границе при въезде в Украину или по месту жительства человека, который его ввозит?
— Наиболее рациональный по времени способ растаможки — при въезде, в месте пересечения границы. Я выбрал именно его. С помощью таможенного брокера эта процедура заняла у меня один день. Будьте готовы при этом оплатить всю стоимость растаможки. Дома придется только поставить автомобиль на учет. Законодательством на это отводится десять дней. Правда, есть еще несколько способов растаможки. Например, въезд в виде транзита — при этом также нужен брокер, с помощью которого вносится страховая сумма за риски, что вы вдруг откажетесь от растаможки (примерно 500 долларов), и далее вы растаможиваетесь по месту жительства. Эта сумма идет в счет брокерской компании и не учитывается в стоимости официальной растаможки.
Последний вариант — растаможка по месту жительства. Опять же понадобится брокер, и вам придется внести как предоплату всю сумму растаможки на расчетный счет таможни и только после этого дома окончательно растаможиться.
— Вы упоминали о сертификации автомобиля. Насколько я понял, это нужно делать после растаможки?
— В принципе на таможне можно обойтись и без сертификата, но вот поставить машину на учет без этого документа не получится. Оформить сертификат готов помочь таможенный брокер, хотя можете сделать это и самостоятельно. В среднем процедура стоит около 1600 гривен.