Минский авторынок, славящийся низкими ценами на иномарки, привлекает десятки тысяч покупателей. Ежедневно здесь выставляется на продажу в среднем около 6 тысяч транспортных средств. Количество посетителей рынка колеблется в пределах 30-40 тысяч в день.
Примечательно, что "командуют парадом" на минском авторынке отнюдь не белорусские преступные группировки, а прибалтийские и азербайджанские кланы. Белорусская "братва" выполняет функции фискальных органов и "третейских судей": внимательно отслеживает процесс торгов, гасит возникающие конфликты, в том числе на межнациональной почве, получая за это гарантированные отчисления от автомобильных мафиози.
Кстати, преступные группы появились на минском авторынке одновременно с его открытием -- произошло это более двух с половиной лет назад. Вначале здесь хозяйничали в основном кавказцы, торговавшие запчастями, поддельными документами и легковыми автомобилями советского производства. Почти все представители этого клана -- азербайджанцы, выходцы из села Джандария Гардабанского района Грузии.
Чуть более года назад кавказских конкурнтов вытеснили прибалты. На минский авторынок вторглись литовские криминальные группы, наводнившие его ворованными и нерастаможенными иномарками. После нескольких стычек с контролирующими рынок столичными преступными группировками литовцы заключили с белорусской мафией мирный договор о разделе сфер влияния. Теперь прибалты без помех ведут здесь торговлю, направляя определенную часть доходов в минскую воровскую кассу -- "общак". Любопытно, что среди литовцев, промышляющих на минском авторынке, есть лица, ранее служившие в правоохранительных структурах своей страны.
Технология преступного автобизнеса в Минске свидетельствует о хорошо налаженном взаимодействии между российскими и литовскими мафиями. Обычно криминальные сделки осуществляются следующим образом. При продаже автомобилей литовские преступники снабжают российских коллег двумя комплектами документов на них: подлинными, свидетельствующими о регистрации и уплате таможенной пошлины в Литве, и фальшивыми, в которых имеются отметки о регистрации и снятии с учета в Беларуси.
При движении по территории нашей страны во избежание неприятностей с ГАИ, как правило, используются подлинные регистрационные документы и состряпанная доверенность на литовском языке. А по прибытии домой, чтобы не платить таможенную пошлину, которая в России составляет до ECU 5 за 1 куб.см объема двигателя, иномарки с фальшивыми документами по довольно низкой цене продаются ничего не подозревающим гражданам России. Через некоторое время российская госавтоинспекция вскрывает аферу и для незадачливых покупателей наступает период хождения по мукам в поисках доказательств своей добросовестности. Как правило, эти мытарства заканчиваются конфискацией автомобиля.
Нередко аналогичным образом на минском рынке обманываются и белорусские покупатели, поскольку выявить подделку документов невооруженным глазом практически невозможно: преступники используют при изготовлении фальшивок самую современную технику.
В нынешнем году сотрудники белорусской милиции изобличили две преступные группы, занимавшиеся преступным автобизнесом. Первая, членами которой были граждане Литвы, сумела реализовать около 5 тысяч легковых автомашин, снабженных фальшивыми документами. Во время обыска в "штаб-квартирах" этой группировки было конфисковано 15 электронных устройств для печати и копирования, 47 поддельных печатей МРЭО ГАИ и таможни, бланки документации на автомобили и транзитные номера разных стран (800 штук), паспорта постоянных заказчиков.
При аресте другой преступной группы было изъято два печатных устройства, около 200 бланков документов на автомобили, сотня таможенных деклараций с печатями Гродненской и Ошмянской таможен, 80 транзитных номеров, поддельные печати и штампы комиссионных магазинов, нотариальных контор, отделений ГАИ Минска и Гродно.
Тем не менее преступный автобизнес на минском авторынке по-прежнему процветает. О чем, кстати, свидетельствует непрерывный поток запросов в правоохранительные органы нашей страны от российских коллег с просьбой проверить подлинность документов на иномарки, приобретенные в белорусской столице. Только за последнее время поступило более 300 таких запросов.
Однако, по мнению специалистов, победить мафию возможно. Для этого необходимо создать в Беларуси единый электронный банк данных постановки и снятия с учета всех автомобилей. С помощью такой системы обнаружить факт подделки учетно-регистрационной документации можно было бы прямо на авторынке, не дожидаясь, пока отделения ГАИ дадут ответ на запрос. Например, в текущем году во время компьютерной проверки удалось найти 30 угнанных автомобилей, которые пытались сбыть на авторынке.
Да и Министерству внутренних дел пора бы наладить тесное взаимодействие с Таможенным комитетом, чтобы иметь полную информацию о ввозимых в Беларусь автомобилях.
А пока, чтобы не попасть впросак при покупке автомобиля, милиция советует избегать заключения сделок с сомнительными личностями, а при возникновении подозрений обращаться за консультацией в отделение милиции на авторынке.
А. ДУБРОВСКИЙ
Источник: [http://bdg.press.net.by/]